Три убийцы мировой экономики: пандемия, энергокризис, геополитика

Повышение процентных ставок – рабочий рыночный механизм. Мировой кризис может произойти совсем по другим причинам, считает экономист Владимир Вайнгорт.

Эстонский экономист Владимир Вайнгорт принял участие в заседании Международного союза экономистов, где рассматривался доклад экономического блока Организации Объединенных Наций и рассказал Baltnews, какие явления представляются научному сообществу наиболее опасными для мирового рынка.

По его словам, самый страшный для глобальной экономики фактор – геополитика:

"Все негативные процессы, которые происходят из-за схватки США и Китая за экономическое лидерство, а также противостояние России и Запада, чрезвычайно вредны. Экономисты ООН пока что ставят этот фактор на третье место в рейтинге самых опасных явлений в мировой экономике. Второе место – за инфляционными процессами в Европе, которые произошли из-за энергокризиса. Первое, конечно же, за пандемией. Однако в случае гипотетического перехода мировых держав к горячему противостоянию третий фактор может мгновенно переместиться на первое место".

Снижение и повышение процентных ставок, их влияние на рост деловой активности и инфляционные процессы – это хорошо изученные системные колебания, считает Владимир Вайнгорт.

"Это аксиомы, они хорошо известны ученым. Эти процессы регулируются крупными национальными банками и Европейским банком", – полагает эксперт.

Вайнгорт не отрицает, что из-за низких процентных ставок, которыми банки подогревали бизнес-активность на фоне пандемии коронавируса, выросло число потребительских и ипотечных кредитов в Эстонии. По его словам, рынок недвижимости в республике перегрет. Но ученый считает эту проблему вполне решаемой.

Гораздо более существенным негативным фактором, чем рост инфляции, для Эстонии является взрывной рост цен на топливно-энергетические ресурсы, считает экономист.

"Этот фактор возник из-за неверного и совершенно драматического понимания борьбы с потеплением и перехода на "зеленую" экономику. Конечно, когда девочки-школьницы типа Греты Тумберг (шведская экологическая активистка – прим. Baltnews) требуют немедленных результатов, то для них это простительно. Но когда руководители государств и финансовых структур так легковесно пошли на стимулирование "зеленой" энергетики, то это привело к возмущающему экономику эффекту. Результат этих действий – волатильность, то есть большие колебания цен".

По словам Вайнгорта, до преодоления энергокризиса еще далеко:

"Ученым этот фактор малопонятен. В научном сообществе циркулируют идеи остановить рост цен на энергоносители, но они пока такие же "зеленые", как и сама "зеленая" энергетика. И сегодня ни один экономист не может предсказать, чем закончится этот внесистемный сбой".

Федеральная резервная система США планирует повысить процентную ставку несколько раз в течение 2022 года. По словам экономического аналитика SEB Pank Михкеля Нестора, она может вырасти до 1,25%. Об этом он сообщил ERR 24 января.

Аналитик считает, что вслед за ФРС процентные ставки повысит Европейский центральный банк (ЕЦБ). По мнению Нестора, это приведет, с одной стороны, к некоторому снижению инфляции в Эстонии, но вынудит жителей республики существенно сократить потребительские расходы.