Кто дал "согласие"? Почему государство будет передавать личные данные людей компаниям

Сегодня разрабатывается новое решение: люди смогут одним нажатием кнопки поделиться персональными данными с любыми компаниями. Для чего это нужно?

По словам руководителя по развитию продуктов Департамента государственных инфосистем Сандер Рандорг, необходимо еще сильнее упростить процедуру отправления человеком информации о себе в ту организацию, в которую необходимо.

"Например, некоторое время назад у нас шли дискуссии с компанией Tallink о том, чтобы она могла заранее запрашивать данные людей о вакцинации или анализах и предоставлять им более удобный доступ к терминалу", – поделился Рандорг.

При этом речь шла не о том, чтобы люди отправляли свои ковид-сертификаты по электронной почте, а о совершенно новой "услуге согласия". То есть человек давал бы свое согласие государству делиться с предприятием собранными о нем данными.

Как пояснил сам Рандорг, существует некая среда, где человек выражает свое согласие, а затем управляет им и может видеть, что происходит с этим согласием. 

Однако у человека должна быть возможность в любой момент отозвать свое согласие, отмечает Рандорг.

"И до выдачи информации из этой базы данных должен поступить запрос о том, дал ли человек свое согласие и действует ли оно. И уже после этого предприятию выдаются данные", – добавил он.

По оценке Департамента государственных инфосистем, подобную услугу стали бы использовать сразу с десяток предприятий, а спустя какое-то время их число могло бы увеличиться в пять раз.

На сегодняшний день данное техническое решение "услуга согласия" полностью разработано и требует внесения некоторых изменений в законодательство.

По словам руководителя отдела данных Министерства экономики и коммуникаций Оття Велсберга, соответствующий законопроект на прошлой неделе отправили на круг согласования, и, если все пойдет хорошо, в первом квартале следующего года могут принять новый закон.

"Люди уже не только могут видеть, как данные обрабатываются государством, но и сами принимать решение, какие негосударственные организации и на каких условиях могут эти данные использовать", – заявил Валсберг. Он особо подчеркнул, что не каждая компания будет иметь право доступа к баз данных.

"Будут смотреть и на то, с какой целью компания запрашивает данные и можно ли вообще ей предоставлять доступ. Какой-то контроль у нас всегда есть", – пояснил Велсберг.

Остается, однако, вопрос этики, который, по мнению Велсберг, не столь значителен. Как он утверждает, у человека есть выбор поделиться своими данными с кем угодно. При этом будет осуществляться очень строгий контроль со стороны государства.