Хроника коронавируса и шанс на жизнь: туризм Эстонии прошел точку невозврата

© Sputnik / Вадим Анцупов

Коронавирус вогнал туризм Прибалтики, в частности Эстонии, в отчаянное положение. В отдельных случаях компании недорогого сегмента еще как-то адаптируются к новым условиям. И все-таки самые тяжелые последствия пандемии могут оказаться впереди.

Туристический поток в Эстонии в первых трех кварталах 2020 года планомерно снижался. Даже летний сезон, в ходе которого были сделаны некоторые карантинные послабления, не выправил общую картину. Впрочем, если бы балтийские страны не открыли с мая границы хотя бы между собой, показатели сферы туризма оказались бы еще хуже.

© Sputnik / Александр Заболотный
Железнодорожный вокзал Таллина

Помнится, еще недавно, в докоронавирусные времена, некоторые эстонские политики призывали сделать балтийскую страну SPA-столицей Евросоюза. Но благодаря утраченному транзиту, жесткому контролю за банковской сферой из-за требований Еврокомиссии и, наконец, пандемии коронавируса в 2020 году прийти к такой цели туристическая отрасль Эстонии так и не сможет.

Первые девять месяцев 2020 года вообще оказались крайне "неурожайными" для гостиничного, ресторанного и другого бизнеса, связанного с отдыхом в городах балтийской страны. Самое печальное, что в настоящий момент в странах ЕС снова вводят масочный режим на улицах (а много мест, где его и не отменяли), закрывают общепиты, а число заболевших COVID-19 в отдельных государствах вновь демонстрирует рост.

Потерянный летний сезон и мрачные цифры

В ноябре гостиничная сеть Hestia Hotel Group, имеющая отели в Эстонии, приготовила акцию для своих клиентов – номер в отеле на двоих на один день можно забронировать всего за 3 евро! Исполнительный директор компании Кайса Майленд уверяет местную прессу, что целью такой кампании не является повышение прибыли.

"Это в честь дня рождения компании и попытка оживить городской отдых с помощью внутреннего туризма. Городской отдых не является популярным, но во время больших ограничений даже маленькая смена обстановки – это приятная альтернатива привычной рутине", – пояснил Майленд маркетинговый ход фирмы.

Этот случай, пожалуй, лучше всего характеризует нынешнее положение в туристической отрасли Эстонии, впрочем, как и во всем балтийском регионе. Бизнес выживает как может. Он уже не пытается компенсировать убытки, которые понес в первых трех кварталах 2020 года, когда пандемия захлопнула границы ЕС и заставила всех сидеть дома. Теперь речь идет о хотя бы минимизации затрат, которые неизбежны при "простое" гостиничной и ресторанной инфраструктуры.

Даже легкие послабления карантинных мер в разгар сезона не исправили ситуацию. Судя по данным Статистического ведомства Эстонии, летом 2020 года страну посетило в три раза меньше иностранных туристов, чем в аналогичный период прошлого года. Кстати, число россиян по сравнению с летом 2019 года, как пишет The Baltic Course, сократилось в шестнадцать раз – с шестидесяти пяти до четырех тысяч приезжих. Это при том, что турпоток отдыхающих из России в Эстонии традиционно входит в тройку лидеров для балтийской страны (на первом и втором местах – Финляндия и Германия соответственно).

© Sputnik / Вадим Анцупов
Туристы в Таллинне

Пандемия сильно сузила географические рамки, отсекая туристов не только из России, но и Германии. В итоге больше всего отдыхающих в Эстонии в разгар сезона составили приезжие из соседних Финляндии, Латвии и Литвы. Разумеется, этого недостаточно для нормального функционирования туристической отрасли Эстонии. Даже самая большая группа приезжих, из Финляндии, за период июнь-август составила лишь 47,5% от прошлогоднего показателя.

Каждый выживает как может

Подобная ситуация характерна не только для Эстонии, но и для всего прибалтийского региона. Более того, неутихающая пандемия грозит спровоцировать новую волну закрытий. К примеру, литовское правительство вновь готовится к остановке предприятий общественного питания и SPA-центров. Как недавно заявила президент Литовской ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса Эвалда Шишкаускене, это окончательно подорвет туристическую отрасль страны. В Латвии ситуация примерно такая же.

©
Туристы в Таллинне

Как рассказала в беседе с Baltnews руководитель пятизвездочного отеля в Риге Елена Орлова, сегодня нельзя говорить, что состояние туристической отрасли в Эстонии, Литве и Латвии принципиально чем-то отличается. Весь балтийский регион находится примерно в одинаковых условиях, следовательно, бизнес адаптируется, используя одни и те же инструменты.

"В целом, летний сезон в Балтии провалился. Об этом немного говорят в СМИ, но даже с июня по август многие отели во всех трех странах были закрыты. А те, что работали, принимали весьма слабый поток клиентов, при этом гостиницы старались еще и занижать цены, чтобы хоть как-то завлечь туристов. Характерная черта для всех трех стран, включая Эстонию, – гостиничный бизнес пытался с переменным успехом привлечь не иностранцев, а именно самих жителей Балтии, особенно из регионов", – рассказала Елена Орлова Baltnews.

"Мы видели, как большое число отелей назначало специальные цены в расчете на "местных", которые могут приезжать из региона, чтобы хотя бы пару дней отдохнуть, пусть и в рамках Эстонии, Латвии или Литвы (в другие страны ЕС летом было уехать более проблематично). Отчасти бизнесу это удалось, но, разумеется, выиграли далеко не все. Лучше всего получилось адаптироваться именно гостиницам, работающим в недорогом сегменте, поскольку им не нужно делать скидку как пятизвездочным гигантам, которая в итоге принесет только убытки владельцам", – отметила Орлова.

Что же до ресторанного бизнеса, то тут ситуация весьма неоднозначная. По словам специалиста, даже после трех коронавирусных кварталов 2020 года в столицах и некоторых городах Эстонии, Латвии и Литвы даже открываются новые заведения общепита. При этом огромная часть до сих пор не работает в нормальном режиме. Возможно, тут играет роль услуга доставки еды на дом, что обеспечивает ресторанам и кафе некоторое преимущество перед гостиничным бизнесом.

"Даже на праздники, к примеру, на День города в столицах балтийских стран не наблюдалось большого спроса на номера в отелях и бронирования в ресторанах. Однако сейчас, даже если введут очередные карантинные меры, это уже особой роли не сыграет. Ноябрь и первая половина декабря – это время традиционного спада туристической активности. Так было еще до коронавируса, и это нормально. Люди копят на новогодние праздники и на Рождество. Вот если в это время туристическая отрасль в балтийских республиках вообще не получит никакого притока, тогда ущерб будет весьма ощутимым", – заключила Елена Орлова.

Будущее туманно как никогда

Судя по отчетам, Всемирной туристской организации ООН, международный туризм по итогам 2020 года сократится на 70%. Восстановить позиции он сможет (даже если COVID-19 стремительно отступит) не ранее третьего квартала 2021 года.

"Потери туристических отраслей всего мира за первые 8 месяцев 2020 года составили 730 млрд долларов. Это почти в 8 раз больше, чем убытки от глобального экономического кризиса 2009 года", – говорится в докладе организации.

Пожалуй, слово "неопределенность" лучше всего охарактеризует будущее туристической отрасли, в том числе и для Эстонии. Да, чиновники могут оперативно реагировать на вызовы и могут ошибаться. Конечно, бизнес способен частично трансформироваться в меняющихся условиях, и, естественно, трудности закаляют. И, казалось бы, даже неплохо, что на рынке в итоге остаются сильнейшие – те, кто наиболее приспособлен к определенной области. И все-таки ситуация, созданная пандемией коронавируса, выходит за рамки классических рыночных испытаний.

Экономике маленькой Эстонии это не сулит ничего хорошего. На начало 2020 года в туристической отрасли страны официально работали около 30 тысяч человек. Исключение большей части этих людей из рабочего графика – это значительный негативный скачок безработицы и падение покупательской способности части населения, осложняющийся тем, что в качестве рабочей альтернативы этим людям предложить практически нечего. Первая неделя ноября уже показала увеличение числа безработных с 7,7% до 7,8%, по данным Кассы по безработице.

© Sputnik / Вадим Анцупов
Рождественская ярмарка на Ратушной площади Таллинна

А ведь есть еще и потери одной из статей доходов для бюджета. Напомним, во втором квартале 2020 года зарубежные туристы потратили в Эстонии 36 млн евро, что, по данным банка Эстонии, на 400 млн меньше прошлогоднего показателя. Очевидно, что результаты всего 2020 года, когда он завершится, будут для туристического бизнеса балтийской страны еще более грустными.

Точка невозврата: есть ли шанс на жизнь

Как отметил в беседе с Baltnews эстонский экономист Леонид Цингиссер, не стоит недооценивать важность туристической отрасли, которая де-факто "тянет" за собой многие другие сферы деятельности.

"На фоне падающих транзитных потоков и проблем в реальной экономике Эстонии, при которой производство товаров, да еще и с добавленной стоимостью, редкость, туристический бизнес является весьма серьезным пунктом доходов для государства. Эстония вообще во многом зависит от предпринимателей, предоставляющих различные услуги. Вокруг туризма крутится очень много крупного и малого бизнеса, начиная от простых таксистов, заканчивая паромами и авиаперевозчиками", – пояснил Леонид Цингиссер.

К сожалению, полностью выправить ситуацию правительство по объективным причинам не может. Какие реформы ни проводи, локдаун из-за коронавируса не исчезнет. Впрочем, экономист считает, что некоторые шаги правительство все же должно сделать. По его мнению, "необязательно вливать огромные деньги в отельные сегменты, как, например, в постройку двух торговых центров, в которые люди сейчас активно все равно не ходят (покупательская способность у населения и так на минимуме)". Цингиссер убежден, что "заваливать проблему деньгами – это вообще занятие сомнительное".

"Если государство действительно хочет помочь, то необходимо делать это не адресно, а всей отрасли в целом и сразу. Делать это можно, в первую очередь, за счет, скажем, временного послабления налогов. Например, освободить туристический бизнес до начала летнего сезона от социального налога. Это действительно помогло бы, в отличие финансовых вливаний, которые в итоге превращаются в "распил денег во время чумы". Вообще любые налоговые послабления, связанные с рабочей силой в туризме, могли бы существенно облегчить состояние отрасли, но пока этого нет", – заключил эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.