Миролюбие Пекина может лишить страны Прибалтики инвестиций

© Sputnik/ Илья Питалев

Пекин, как ожидается, сократит свои инвестиции в страны Евросоюза, включая Прибалтику, участвующие в прокитайской инициативе "17+1". Странам Балтии вряд ли стоит рассчитывать и на рост транзита товаров на маршруте Азия – Европа. КНР меняет внешнеэкономическую политику.

Новый пятилетний план развития, обсуждаемый сейчас в Пекине, предусматривает снижение экономического давления на обеспокоенную ростом Китая Европу, смягчение тона диалога и "уступки" Евросоюзу.

Так что головная боль тех прибалтийских политиков, что пытаются решить проблему выбора между настоятельной рекомендацией "старших братьев" порвать с "китайскими коммунистами" и возможными доходами от нормальных торгово-экономических отношений с этими самыми коммунистами, возможно, вскоре будет излечена.

Западная Европа и США до крайности обеспокоены стремительным ростом экономического и политического могущества Китая.

Вашингтон ведет с Пекином торгово-экономическую войну, вводит запреты и ограничения, наращивает идеологическое наступление, втягивая в более активное противостояние Китаю и своего главного союзника – Евросоюз.

Впрочем, раздражение Западной Европы по поводу набирающего вес Пекина растет и без "подпитки" из-за Атлантики.

Одним из "полей сражений" явно оказалась Восточная и Центральная Европа, страны бывшего "коммунистического блока", заинтересованные в крупных китайских инвестициях, поступающих в частности в рамках китайской программы "17+1".

Западный миропорядок не велит дружить с Китаем

Зреющее намерение, в частности, Эстонии покинуть ряды стран-участниц прокитайской инициативы "17+1" в конце лета этого года озвучил министр иностранных дел Урмас Рейнсалу.

Правда, он дал понять, что лучше бы это сделать за компанию с какими-нибудь другими, также колеблющимися государствами.

"Обеспокоенность" министра показалась соотечественникам надуманной, а иностранное происхождение ее – очевидным. Масштабы китайских инвестиций в Эстонии относительно невелики по сравнению с инвестициями в экономики ряда других восточноевропейских государств, а надежды Таллина на выгоды хороших отношений с могучим Китаем, наоборот, велики.

Продавать китайцам побольше местных товаров и сделать эстонские морские порты одним из маршрутов (пусть даже "боковым") товарообмена между Европой и Азией – мечта местных предпринимателей.

Так что думать надо не о борьбе с "китайской экспансией", а о том, как бы навлечь на страну эту самую экспансию.

Китай задумал пятилетку самосовершенствования

Но Пекин, как ожидают аналитики, в ближайшие годы станет менее энергичен в продвижении своих товаров, интересов и инвестиций в Центральной и Восточной Европе.

Это значит, что он сократит капиталовложения, например, в инициативу "17+1", нацеленную как раз на этот, менее экономически продвинутый регион Европы.

В Китае сейчас, как сообщается, обсуждают новую экономическую стратегию страны на следующие пять лет, которая будет отчасти нацелена на смягчение отношений с Евросоюзом и США, снижение темпов международной экономической экспансии, а также на "озеленение экономики".

Пекин намерен сконцентрировать усилия на развитии внутреннего рынка, совершенствовании IT-технологий и повышении уровня самодостаточности.

Нарастающая напряженность в отношениях с США и Евросоюзом, противодействие инвестициям и ограничения в торговле вынуждают Китай взяться за "импортозамещение" и за выстраивание новых взаимоотношений.

Китай становится экономикой номер один

Как полагают экономисты-знатоки Китая, которых цитирует, в частности, авторитетное агентство Bloomberg, дело не в том, что Пекин не выдерживает давления Запада и потому снижает напор.

Дело в том, что в ближайшем будущем баланс сил станет еще более неприятным для США и Евросоюза. А потому и отношения между континентами могут обостриться до предела.

Что и побуждает КНР постараться заранее снизить градус накала, пойдя, возможно, на некоторые уступки. Но и подготовиться к тому, что Запад постарается еще в большей степени ограничить для китайцев доступ к технологиям и изделиям, которые они пока вынуждены импортировать.

Если Китай, единственная держава, уже преодолевшая последствия коронавирусного кризиса, выдержит намеченные темпы прироста валового внутреннего продукта, то в ближайшие несколько лет он далеко обойдет США по размерам вклада в глобальную экономику.

Пандемия сводит на нет усилия Вашингтона замедлить скорости китайцев и отсрочить превращение Поднебесной в экономику номер один. Похоже, вирус может стать решающим фактором победы КНР.

Судя по выкладкам Международного валютного фонда, к 2025 году на долю КНР будет приходиться почти 28% мирового ВВП, на Индию – 13%, на США – 10,4%, на Индонезию – 3,5%, а Россия будет вносить 2% ВВП глобальной экономики. Доли остальных крупнейших экономик мира окажутся меньше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.