Эстонские политики и военные всерьез обсуждают идею взять многомиллионный кредит и купить на эти деньги вооружение и технику.
Поначалу всем казалось, что это шутка или попытка разговорами об оружии отвлечь эстоноземельцев от мрачных мыслей о пандемии коронавируса, экономическом кризисе и смутных перспективах трудовой занятости. Но нет.
Вообще-то, экономные жители Эстонии при каждой сделке своих военных с какими-нибудь иностранными продавцами, как правило, переживают и нервничают. Во-первых, потому что налогоплательщик осознает экономическую бессмысленность любых приготовлений маленькой страны к масштабным военным действиям, которые никогда не состоятся.
А во-вторых, потому как предыстория хождений страны по мировым рынкам вооружения сделала эстоноземельцев ранимыми и недоверчивыми.
Началась эта напасть еще в первой половине девяностых годов прошлого века, когда обретшая независимость Эстония озаботилась вооружением своей новорожденной армии. Ушлые эстонские предприниматели и политики заключили "выгодную" сделку с еще более ушлыми израильскими поставщиками.
И те всучили стране подержанные и частично бракованные ракетные установки, автоматы "Узи", пушки, минометы, аппаратуру связи и бронежилеты на общую сумму порядка 50 миллионов долларов. Отсудить Таллину удалось впоследствии всего пару миллионов.
А совсем недавно Эстонии с немалым трудом и частичной утерей достоинства удалось продраться через разбирательства и судебные иски и все же приобрести у американской компании LMT целую кучу штурмовых винтовок R20.
Правда, "куча" по ходу дела и выяснения цен сжималась, но первая партия оружия уже прибыла, и главнокомандующий из него воодушевленно, но не очень метко пострелял.
Добрые союзники оружие продают охотно
Теперь у Эстонии, конечно, имеются "старшие товарищи" и военные союзники, которые не скупятся на мудрые советы насчет того, какое именно вооружение эстоноземельцы должны у них купить. И даже давали кредиты и ссуды и дарили свое списанное вооружение и технику. Как говорится, хочешь разорить и закабалить страну – подари ей крейсер.
До крейсера дело не дошло, но пару раз союзники пытались всучить Эстонии танки. Местные военные уверяли, что хотя бы пара танков им очень нужна, потому что без танков жизнь совершенно пуста и бессмысленна, к тому же и новобранцев шеститысячных сил обороны надо обучать не бояться танковых атак сами знаете кого.
И по какой цене! Каждая купленная Эстонией противотанковая ракета самого дорогого в своем классе американского переносного комплекса Javelin стоит порядка 70 тысяч евро (или 100 тысяч – оценки разнятся).
И местные военные чуть не довели налогоплательщиков до массовых инфарктов, когда устроили учения с боевыми стрельбами ракетами Javelin. И даже, как говорят, умудрились промахнуться (но это – государственная тайна).
Предыстория идеи "большой эстонской ракеты"
Все началось с того, что министр финансов Эстонии Мартин Хельме, возглавляющий национал-консерваторов партии EKRE, предложил сократить основное (есть еще и побочное) финансирование оборонного бюджета примерно на 50 миллионов евро. Даже не то чтобы так уж и сократить.
Просто с учетом снижения валового внутреннего продукта страны из-за кризиса два с хвостиком процента затрат на оборону тоже, естественно, по законам математики сокращаются.
А чтобы в абсолютном исчислении сумма осталась прежней, придется увеличить процент отчислений на военные нужды. Министр финансов предложил это не делать. Все равно, мол, у Министерства обороны ежегодно остаются лишние деньги – военные не знают, куда бы им еще потратить 30–60 миллионов.
А взамен, чтобы военные не обиделись и чтобы не прослыть мерзким пацифистом, недооценивающим угрозу со стороны России, Хельме предложил взять кредит в 300 миллионов и на него купить всяческих военных штуковин. Систему противовоздушной обороны, чтобы не летали тут всякие. И к ней еще систему береговой обороны, чтобы эти "всякие" еще и не плавали, где не надо.
Реакция министра обороны Эстонии Юри Луйка из партии "Отечество" на предложение коллеги по вопросам изыскания финансов была такой, словно Хельме вознамерился отнять у ребенка все игрушки и конфеты, да еще и нагадить в песочницу.
Стало ясно, что военный бюджет сокращать нельзя
Главный оборонщик страны заявил, что политикой государственной обороны, планированием и закупками вооружения должны заниматься военные, а не Министерство финансов. И что никаких лишних денег у него в конце года не остается, просто бухгалтерия – это такая запутанная вещь. В общем, денег не хватает, и потому оборонный бюджет надо повысить, а не сократить.
А главнокомандующий Мартин Херем заявил, что урезать военные расходы где-нибудь можно, но это неизбежно "приведет к снижению обороноспособности", так как придется экономить на боеприпасах.
Где и для чего надо будет потратить снаряды и ракеты в таких количествах, что без закупки дополнительных партий обороноспособность страны пойдет псу под хвост, главнокомандующий не пояснил.
В общем, предложение министра финансов не повышать процент затрат на военные расходы запинали и заклеймили, а вот идея взять кредит и на него купить какие-нибудь навороченные военные штуковины вдруг зажила своей яркой жизнью. И теперь увлеченно обсуждается.
Генералы уверены, что Эстонии ракета очень нужна
Отставной генерал, а ныне депутат Европарламента Рихо Террас тоже идею военного кредита одобряет и предлагает на "енти деньги" купить многофункциональную ракету "дальнего радиуса действия".
Денег, вероятно, хватит всего на одну-две такие штуковины, но зато ее можно запускать и по морским, и по наземным целям. Чтобы стрельнуть по врагам, когда они посмеют сунуться. Ну, ясно, по каким врагам, не по финнам же или латышам.
Так как Террас в телевизионном интервью рассуждал насчет ракеты "дальнего радиуса действия" с серьезным выражением лица, точно понять, всерьез он или "троллит" кого-то, было трудно. Какие конкретно типы ракет имел в виду вроде бы профессиональный военный под словами "дальнего радиуса действия", тоже осталось неясно.
Но в любом случае речь идет об очень и очень дорогостоящих штуковинах. Не по сто тысяч евро за штуку, как противотанковая ракета Javelin, а по несколько миллионов.
И как же выглядят перспективы приобретения этих дорогостоящего вооружения в глазах мирного гражданского эстоноземельца и, по совместительству, налогоплательщика, который, как правило, очень сомневается в том, что Эстонии действительно угрожает войной сами знаете кто.
Средний эстоноземелец в тонкостях военных технологий не разбирается, хотя и покупает (когда деньги есть) сынишке пластмассовые пистолетики и компьютерные "стрелялки".
Зато он хорошо разбирается в том, как и на чем надо сэкономить, чтобы не залезть в долги и спокойно дожить до следующей зарплаты. А потому запасы дорогостоящего вооружения, приобретенных на его налоги, эстоноземельцу не нравятся. И рассуждать он станет примерно так.
Покупка оружия завораживает и манит неокрепшие души
Сначала они купят какую-нибудь ракету, причем, вероятнее всего, с учетом предыстории не самых успешных сделок с продавцами вооружения, не совсем то, что надо, не у тех, у кого на самом деле следовало бы, и не по тем ценам, на которые надеялись.
Затем они поймут, что никто в Эстонии не умеет ею пользоваться, и потратят еще немного денег налогоплательщиков на обучение персонала.
И вот они ее, эту ракету, наконец установят где-нибудь в совершенно секретном месте, которое станут усиленно охранять от "русских шпионов", потому что те могут гвоздем нацарапать на ней неприличное слово. Поиск российских шпионов – одно из самых больших увлечений Эстонии. Ну а после появления у страны собственной "большой ракеты" шпионы повалят целыми стаями.
И станут эстонские военные свою ракету холить и протирать тряпочками, с серьезными лицами нажимать на кнопочки и смотреть, как индикаторы помигивают, соблазняют, к чему-то подталкивают.
Самооценка у таллинских военных чиновников и политиков резко повысится, а у налогоплательщиков, соответственно, понизится. Поскольку налогоплательщик поймет, что ни толку, ни прибыли от ракеты никакой не будет, а аппетиты у военных только возрастут.
"Большую ракету" обязательно захочется испытать
Понаедут сладкоречивые представители других производителей всяческих военных штуковин, станут уговаривать, предлагать вместе в ресторан сходить, намеки делать, показывать пальцем на восток и напоминать об агрессивном сами знаете ком. В общем, играть у налогоплательщиков на нервах, посягая на скромный национальный бюджет.
Но это еще не все. Самое неприятное случится спустя некоторое время, когда эстонские военные привыкнут к мысли, что у них есть такая крутая штука, как ракета. Настанет момент, а он обязательно настанет, потому что сил не останется терпеть, когда военным пацанам захочется эту ракету испытать, чтобы посмотреть, как она красиво полетит и шарахнет. Можно будет все это снять на мобильники и всем показывать.
Отговорить их угробить такую крутую штуковину за миллионы евро не удастся, потому как политикам тоже захочется посмотреть, как она бабахнет, и снять это на мобильники и сделать селфи и гордо показывать потом иностранным политикам, иллюстрируя важность высоких военных расходов. И продавец ракеты тоже одобрительно выскажется за испытание, так как вместо угробленной ракеты военным Эстонии захочется купить новую или, может, даже две, а то и три.
Купить, складировать, отправить на свалку. И так несколько раз
Так, одно за другое зацепится, и в результате понакупит Эстония множество всяческих военных штуковин. Потратив на это кучу денег. И будут эти ракеты и снаряды годами лежать на складах в ожидании часа "Х", который так никогда и не настанет.
В годы "холодной войны" потенциальные противники потратили миллиарды и миллиарды на вооружение, так, к счастью, и не нашедшие применения. А потом отправили их в утиль и стали покупать новое вооружение.
Но у больших государств есть на это деньги, у них имеются глобальные амбиции, им надо поддерживать реноме супердержав и мир во всем мире. А вот у таких маленьких государств, как Эстония, нет ни денег, ни особых амбиций. И врагов у них на самом деле нет.
Если же большим державам вдруг откажет рассудок, что крайне сомнительно, то маленьким, да еще и пограничным странам удастся прожить после начала конфликта ровно столько времени, сколько летит ядерная ракета какой-нибудь крупной державы, то есть несколько минут.
Ну и вот зачем маленькой стране в таком случае собственные небольшие ракеты, танки и другие дорогущие военные штуковины? Примерно таким вопросом задается наивный эстоноземелец, не особенно интересующийся геополитикой. Может быть, Эстонии лучше потратить деньги (если они есть) на что-нибудь более практичное и полезное?
К тому же умные люди в прошлом говорили, что война – это слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.