В Великобритании завершились выборы в парламент страны. Консерваторы Бориса Джонсона получили абсолютное большинство. Как отмечают многие эксперты, подобного успеха у партии не было со времен Маргарет Тэтчер.
О чем же таком говорил Джонсон, раз он смог привлечь на свою сторону так много англичан? Разумеется, о Брексите и о том, что пора эту историю заканчивать. А еще он, не стесняясь, рассуждал об иностранцах, причем не тех, которые прибыли из Африки или с Ближнего Востока. Он говорил о трудовых мигрантах из Восточной Европы и Прибалтики.
Значит ли это, что откровенно антимигрантская риторика Джонсона с заявлениями о том, что после Брексита все изменится, может ударить по прибалтийским гастарбайтерам? И что самое интересное, не будет ли "подхвачена" такая идея правыми силами в Европе, которые с каждым годом становятся во многих странах ЕС все более популярными?
Идеи Бориса Джонсона нравятся всем
Примерно за сутки до досрочных выборов в парламент Великобритании премьер-министр заявил: "В течение последней пары десятков лет или больше мы наблюдаем довольно большое число приезжающих из всего Евросоюза, и они могут относиться к Британии по сути так, будто это – часть их страны".
Борис Джонсон пообещал избирателям, что именно Брексит сможет ограничить миграцию, причем не только из Африки или Ближнего Востока, но и из Восточной Европы.
"После долгожданного выхода Соединенного Королевства из Евросоюза гастарбайтеры обязаны будут получать виды на жительство и разрешения на работу… Мы введем справедливую балльную систему иммиграции и сможем сами решать, кто будет приезжать в нашу страну, исходя из умений и того вклада, который они могут внести", – заявил он.
Через несколько суток консервативная партия с триумфом получила большинство мест в парламенте.
Сразу оговорюсь, это вовсе не значит, что можно, злорадно потирая руки, ждать, как со дня на день все эстонцы, латвийцы и литовцы массово сядут на пароход и уедут домой, а Борис Джонсон получит титул "изгоняющий прибалтов". Конечно, никакого массового исхода уже на следующей неделе не произойдет.
Более того, как отметил в комментарии для Baltnews политолог и политтехнолог Евгений Минченко, предвыборная кампания британского премьер-министра была выстроена не только за счет темы трудовых гастарбайтеров из Прибалтики. Впрочем, наличие тенденции, при которой о них будут говорить все чаще, игнорировать тоже не стоит.
"На самом деле я бы не сказал, что тема мигрантов была прямо-таки мейснтримом избирательной кампании Джонсона. Там большой упор был сделан на тезис Get Brexit Done! ("Выполните Брексит наконец!"). Суть идеи – лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Многим в Великобритании надоели эти "качания маятника", при котором то страна выходит из ЕС со сделкой, то без сделки, то еще при каких-то особых условиях", – рассказал Евгений Минченко.
Политтехнолог также отметил, что за консерваторов на досрочных выборах в парламент Великобритании проголосовали даже те, кто не причислял себя к ярым сторонникам Брексита. Населению просто надоел этот затянувшийся процесс. При этом тема мигрантов из Прибалтики и Восточной Европы была как бы бонусной.
"Я следил за ходом кампании Бориса Джонсона. Там было все очень грамотно сделано по отдельным округам. Не могу сказать, что именно тема мигрантов на 100% обеспечила победу консерваторов, а остальное было лишь дополнением.
Просто история с затянувшимся Брекситом для многих стала некомфортной, поэтому они даже были не против без оглядки дать возможность выигравшей стороне (Борису Джонсону) реализовывать свою политику, в которой нашлось место и для трудовых мигрантов из Прибалтики и Восточной Европы.
Возьмут ли отдельные политические силы в континентальной Европе на вооружение тему гастарбайтеров с периферии ЕС? Возможно. В любом случае правый популизм во всем Евросоюзе будет и дальше набирать обороты, он никуда не денется", – сделал вывод политолог.
Мигрантов никто не любит
Нужно понимать, что для простого жителя Великобритании общие понятия демократии, европейского единства и сотрудничества с ЕС – это все абстрактные понятия. Для рядового работающего англичанина гораздо важнее вопрос избавления отечественных заводов и предприятий от контроля Брюсселя и защита трудового рынка от дешевой рабочей силы из Восточной Европы, включая Прибалтику.
Да, предвыборная кампания Бориса Джонсона не была построена на одной только теме гастрабайтеров, но премьер-министр все же о них говорил, и говорил много, причем не боясь рубить "правду-матку". А раз так, то примерно у 3,6 млн трудовых мигрантов из Восточной Европы есть, как минимум, повод задуматься о будущем.
Где гарантия, что такой вот "мини-мейнстрим" от Бориса Джонсона не подхватят другие политики? Это, кстати, касается не только Великобритании, но и всей Европы, где гастарбайтеры из Прибалтики тоже есть.
В беседе с Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов сказал, что дурной пример заразителен, так что популисты, конечно, будут использовать его для набора очков.
"Тут и к бабке Мэй не ходи. Тема ограничения миграции для британских правых – важнейшая, так они раскалывают левый электорат, вернее его люмпенизированную часть – проживающих в малых городах и промышленных территориях жителей Британии. Именно этих рабочих гастарбайтеры из Прибалтики и Восточной Европы лишают рабочих мест, а не шейхи или паки, которые работают в других экономических секторах", – объяснил эксперт.
Исполнительный директор Центра политического анализа также подчеркнул, что для английского избирателя Африка и Ближний Восток – это "безопасность" и "культурная идентичность ", вещи немного абстрактные, а вот рабочие места, которые связывают с выходцами из Восточной Европы, – штука вполне конкретная и понятная каждому.
"Трудно сказать, будет ли Борис Джонсон уже завтра "разворачивать домой" всех мигрантов из Евросоюза. От обещаний до исполнения долгая дорога. К тому же выходцы из прибалтийских республик уже достаточно хорошо пристроены, их оттуда так просто не "выковырять". Возможно, меры скажутся на маятниковой трудовой миграции, на сезонных рабочих, то есть самых низкоквалифицированных. Самый сильный "удар", наверное, придется именно по ним", – считает эксперт.
Дурной пример для "правых"
Пожалуй, мало кто сегодня будет спорить с тем, что расширение ЕС на Восточную Европу оказалось "спусковым крючком" для антиевропейских настроений в Великобритании. Безусловно, детонатором для Брексита больше послужили беженцы из Ближнего Востока и Африки. Но теперь, когда выход из ЕС затянулся на долгие годы, про латвийских водопроводчиков, польских собирателей клубники и румынских уборщиков тоже вспомнили.
Борис Джонсон предложил весьма полезную меру – создать балльную систему, которая будет отсеивать ненужные кадры из Восточной Европы, позволяя действительно квалифицированным рабочим зайти на британский рынок труда.
Это не бесчеловечная, а вполне логичная и даже во многом мягкая мера, которая принесет пользу почти всем. Правда, не считая сезонных рабочих и низкоквалифицированных работников из Прибалтики и других восточноевропейских стран. Вот их как раз действительно "развернут домой" и выстроят перед ними непреодолимые бюрократические преграды.
При этом не стоит мыслить масштабами одной только Великобритании. Не забывайте, во многих странах Европы "правые" политические силы набирают все большую популярность. Многие из них вообще пришли на волне недовольства от наплыва мигрантов и беженцев из стран "Третьего мира".
Если в Венгрии Виктор Орбан пришел к власти, где гарантии, что этого не произойдет где-нибудь западнее? Да, Марин Ле Пен во Франции "задавили", но можно ли быть уверенным, что на следующих президентских выборах у Макрона не появится противник посерьезнее? Даже политиков из "Альтернативы для Германии" уже трудно назвать совсем "забитыми" маргиналами.
Конечно, "правые" не станут под дулом пистолета гнать прибалтийских гастарбайтеров к границе. Но насмотревшись на выступления Бориса Джонсона и его успех, они могут использовать такие же "кричалки", часть из которых в перспективе действительно придется выполнять. А когда такой момент настанет, вряд ли коренные жители этих стран будут сильно переживать, им самим ведь ничего не грозит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.