Почему перспективы роста эстонской промышленности нерадужны

По словам главного экономиста Swedbank Тыну Мертсины, спад промышленного производства в Эстонии вызван снижением выработки электроэнергии и перспективы роста этого сектора нерадужны.

Объемы производства в промышленном секторе Эстонии в 2019 году упали на 4%. По словам главного экономиста Swedbank Тыну Мертсины, причиной этого является спад в энергетическом секторе, хотя рост объемов производства в обрабатывающей промышленности и ускорился.

На снижение производства электроэнергии повлияло резкое повышение цен на выбросы углекислого газа в 2018 году. В связи с тем, что в Эстонии большая доля вырабатываемой электроэнергии влечет за собой выбросы углекислого газа, отрасль является достаточно убыточной.

Помимо этого, уменьшение производства электроэнергии негативно влияет на добычу сланца, сфера которой также в настоящий момент переживает серьезный спад. Проблемы в энергетическом секторе сдерживают рост ВВП Эстонии.

"Например, при экономическом росте в 4,2 процента в первой половине этого года снижение добавленной стоимости из-за спада производства энергии и добычи полезных ископаемых сократило показатель экономического роста на 0,6 процентных пункта. Если бы добавленная стоимость энергетического сектора осталась хотя бы на том же уровне, что и в прошлом году, экономический рост составил бы приблизительно 4,8 процента", – сообщил Мертсина.

По словам главного экономиста, рост оборота в промышленном секторе в текущем году замедлился, однако снижения пока нет. Это, как сообщил главный экономист Swedbank, связано с увеличением производства в обрабатывающей промышленности, которое выросло примерно на 5%, в то время как оборот в сфере производства электроэнергии и добычи полезных ископаемых уменьшается.

Мертсина также впечатлился 6%-ным увеличением экспортного оборота на предприятиях обрабатывающей промышленности в третьем квартале.

"Фактически, согласно отраслевой статистике, рост экспортного оборота отрасли в этом году даже немного сильнее, чем в прошлом году. В то время как статистика внешней торговли показывает, что экспорт резко замедлился в этом году, а в первые два месяца третьего квартала переживает спад. Разница между ростом экспорта в промышленной статистике и в статистике внешней торговли обусловлена методологией учета", – заявил экономист.

По словам Мертсины, ожидания промышленных эстонских предприятий в отношении роста производства и экспорта на протяжении длительного времени ухудшались. Все больше компаний воспринимают спрос как фактор, который, наоборот, ограничивает производство.

"Доля таких компаний уже достигла уровня 2016 года. Экономический рост у основных торговых партнеров Эстонии замедляется. Мы ожидаем, что замедление будет углубляться до следующего года, а еще через год положение должно немного улучшиться", – отметил экономист.

Есть два фактора, по мнению Мертсины, которые делают бизнес в Эстонии уязвимым, – замедление оборота и высокая стоимость рабочей силы.

"Поскольку спрос снижается, замедление роста оборота, вероятно, продолжится. Хотя ожидается, что рост заработной платы несколько замедлится, в ближайшие годы он останется сильным. Замедление роста или, в худшем случае, спад оборота при высоких расходах на рабочую силу делает предприятия уязвимыми. Это также снижает инвестиционные возможности компаний, что, в свою очередь, снижает их конкурентоспособность", – заключил Мертсина.