ООН предупреждает об угрозе резкого сокращения населения в Восточной и Юго-Восточной Европе на фоне выезда молодежи за границу в поисках лучших возможностей. По словам регионального директора по Восточной Европе и Центральной Азии Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Аланны Армитаж, девять из десяти стран, где сокращение населения показывает самые высокие темпы в мире, расположены в Восточной и Юго-Восточной Европе.
"Меньшее количество детей и высокий уровень эмиграции означают, что население стран Юго-Восточной Европы сокращается и становится все старше. В отличие от Западной Европы, иммиграция здесь не позволяет восполнить этот пробел", – объясняет Армитаж.
Большинство стран региона уже испытывают острую нехватку рабочей силы, которая препятствует экономическому росту и ослабляет надежды догнать в развитии Западную Европу. Рождаемость в Восточной Европе за последние 30 лет снизилась вдвое, а эмиграция стала социальной нормой для молодежи. Распад социалистической системы и переход к рыночной экономике дался тяжело восточноевропейскому региону, который никогда не был и до сих пор не является самодостаточным экономическим организмом.
Какие прогнозы?
Согласно прогнозам ООН, к 2050-му году население Болгарии сократится на 22,5%, Литвы – на 22,1%, Латвии – на 21,6%, Украины – на 19,5%, Сербии – на 18,9%. Все эти страны объединяет то, что они сделали внешнеполитический выбор в пользу евроинтеграции. Разве что в случае с Сербией этот выбор во многом был навязан извне – по итогам военных конфликтов 1990-х годов и "Бульдозерной революции" 2000-го года.
Эти прогнозы касаются и Молдавии с Грузией, которые не видят для себя альтернативы евроинтеграции и являются наряду с Украиной лидерами по темпам сокращения населения на постсоветском пространстве. Ожидается, что в Молдавии к 2050-му году население сократится на 16,7%, а в Грузии – на 11,8%.
Примечательно, что в конце 1980-х годов Молдавия занимала лидирующие места по темпам прироста населения в Советском Союзе, соперничая по этому показателю с Таджикистаном и опережая другие центрально-азиатские республики.
Постсоветские республики (Украину, Молдавию, Грузию) сложившийся статус-кво вынуждает жить чужими демографическими циклами. Едва ли будет преувеличением тезис о том, что одним из важнейших событий 2020 года для этих стран станет либерализация рынка труда Германии (для граждан государств, не входящих в состав ЕС). ФРГ вынуждена идти на этот шаг для поддержания темпов экономического роста. Косвенно такие действия правительства Германии заденут страны "Новой Европы", откуда в страну будут постепенно перебираться украинские граждане, ставшие в последние годы самой большой трудовой диаспорой в Польше, Литве, Словакии, Чехии.
Пока же эти страны стали бенефициарами Евромайдана и последовавших за ним событий, сумев частично решить свои демографические проблемы. В особенности это касается Польши, где уже проживает порядка 2 млн украинских граждан.
Что делает Польша?
Невозможно не признать, что Польша выигрывает борьбу за рабочие руки и интеллектуальные ресурсы Украины у всех прочих ее соседей. Приток дешевой рабочей силы с Украины наряду с масштабной программой дотирования Польши по линии Евросоюза стали теми факторами, которые позволили польской экономике расти темпами выше среднемировых.
При этом польский бизнес не скрывает того, что в течение ближайших лет готов привлечь еще несколько миллионов украинцев.
Тем более что над Польшей по-прежнему висит демографическая угроза, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние годы и проведение местными властями активной социальной политики – по оценкам ООН, к 2050-му году население страны может сократиться на 12%.
За счет проведения активной миграционной и социальной политики Польша расширяет объем внутреннего рынка, поддерживая таким образом интерес инвесторов. В свою очередь европейские лидеры по сокращению численности населения – Болгария, Литва, Латвия, Украина – являются инвестиционно непривлекательными. В системе международного разделения труда в обозримой перспективе они могут рассчитывать лишь на роль поставщика ресурсов, ключевыми из которых являются трудовые.
Куда все идет?
Даже если предположить, что в вышеуказанные страны каким-то образом начнут массово заходить внешние инвестиции, восстановление секторов экономики, способных генерировать высокую добавленную стоимость, все равно упрется в малую емкость внутреннего рынка и острый дефицит высококвалифицированных специалистов. По самым скромным подсчетам, латвийской экономике необходимо дополнительно 400 тысяч работоспособных человек, от разнорабочих до высококвалифицированных инженеров и IT-специалистов, а украинской – несколько миллионов.
Сохранение нынешних тенденций приведет к тому, что в структуре населения стран Восточной и Юго-Восточной Европы все больший удельный вес будут приобретать чиновники, силовики и пенсионеры, а трудоспособное население, занятое в реальном секторе экономике, продолжит переезжать в более развитые макрорегионы.
Впрочем, чиновники, силовики и пенсионеры – это наиболее дисциплинированные и лояльные к любой власти электоральные группы. Поэтому обратной стороной демографического кризиса для политических элит восточноевропейских государств станет снижение рисков утраты власти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.