На прошлой неделе стало известно, что очередной жертвой исков "Нафтогаза" стал "Турецкий поток". В пятницу окружной суд Амстердама арестовал 100% акций компании South Stream Transport B.V., занимающуюся строительством морской части газопровода. Несмотря на арест министр энергетики РФ Александр Новак пообещал завершение "Турецкого потока" в срок.
В разговоре с Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной безопасности Игорь Юшков рассказал, почему России не стоит опасаться очередных нападок "Нафтогаза".
"Действие произведено по решению двух дел Стокгольмского арбитража. Суд вынес решение, что "Газпром" должен "Нафтогазу" 2,6 млрд долларов. Хотя "Газпром" сейчас оспаривает это решение, и оно получается неокончательным, но тем не менее с такой бумагой на руках "Нафтогаз" ходит по всей Европе и подает в суды, чтобы те арестовывали газпромовское имущество. Причем сам "Нафтогаз" признал, что он уже арестовал имущество больше, чем у украинской компании есть исков. То есть ситуация уже довольно абсурдная", – отметил Юшков.
Кроме того, по словам эксперта, "Нафтогаз" использует сложившуюся ситуацию для собственного "пиара".
"Менеджеры "Нафтогаза" в свое время, когда решение Стокгольмским арбитражем было вынесено, и вроде как в их пользу, выписали сами себе огромные премии. Теперь им надо постоянно поддерживать имидж победителей, что они активно работают, не зря едят свой хлеб, получают огромную зарплату. Поэтому они ходят постоянно в суды, там накладывают арест на газпромовское имущество и громко заявляют об этом. Но при этом забывают добавить, что дальше приходит "Газпром", подает жалобу в этот же суд, и арест снимается", – подчеркнул Юшков.
Эксперт обратил внимание, что "Газпром" уже зарезервировал на своих счетах сумму, которую он может выплатить согласно решению Стокгольмского арбитража. И приходя в суд, компания указывает на невозможность в связи с этим ареста имущества. В данном случае, "Газпром" способен указать на необоснованность решения, доказав это через процедуру оспаривания.
В этой практике уже нет новизны и реальных угроз для работы "Газпрома", считает эксперт.
"Для "Газпрома" вреда от этих арестов нет. Акции этих компаний он и не собирался продавать. Арестовали? Ладно, лежит себе и лежит. До продажи не дошло ни разу. И в целом прошения о продаже замороженного имущества "Нафтогаз" никогда не подавал.
То есть это такая "игра в кошки, мышки". Один арестовывает, другой оспаривает. И в основном это используется "Нафтогазом" и его руководством для поддержания собственной значимости. Никаких реальных последний подобные действия не имеют", – заключил Юшков.
Тысячная попытка
Об аресте окружным судом Амстердама акций компании South Stream Transport B.V. в своем Facebook рассказал исполнительный директор компании "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко.
"Почему никто не пишет, что 23 октября 2019 года Окружной суд Амстердама арестовал 100% акций "Южного потока" (South Stream Transport B.V.), которая, кстати, отвечает за строительство и управление "Турецким потоком", – написал он.
Витренко добавил, что это было сделано "в связи с рассмотрением дела о мошеннических действиях "Газпрома" при передаче этих акций компании "Трансгаз Краснодар" (Transgaz Krasnodar LLC) за один день до того, как судебные исполнители начали заморозку активов "Газпрома" в Нидерландах по иску "Нафтогаза".
В тот же день компания South Stream Transport подтвердила арест ее акций в Нидерландах, добавив при этом, что данное обстоятельство "никак не повлияет на реализацию самого проекта". South Stream Transport отметила, что акции остаются в собственности ООО "Газпром трансгаз Краснодар".
В свою очередь министр энергетики РФ Александр Новак в интервью программе "Москва. Кремль. Путин" на телеканале "Россия-1" заявил о продолжении выполнения плана работ по "Турецкому потоку".
"Строительные работы продолжаются, идут. И гарантирует подрядная организация… что они будут закончены своевременно", – сказал Новак.
17 октября Апелляционный суд Стокгольма завершил слушание по спору "Нафтогаза" и "Газпрома". Темой заседания стал вопрос о поставках газа на Украину, длившихся с 2014 года. Окончательное решение будет вынесено только 27 ноября.
В 2014 году "Газпром" и "Нафтогаз" направили свои первые иски в Стокгольмский арбитраж. Тогда украинская компания требовала от российской стороны возмещения убытков за более низкую загрузку украинской газотранспортной системы.
Решение Стокгольмского арбитража в 2018 году было представлено как "лояльное и компромиссное". На деле суммы требований были значительно урезаны, и с учетом взаимного расчета долгов должным остался "Газпром". Сумма финальных выплат "Нафтогазу" – 2,56 млрд долларов.