Географию и историю не обманешь. В Эстонии по-прежнему остаются общественные и политические силы, а также представители бизнеса, считающие, что республике следует развивать с Россией добрососедские отношения.
Восточные города и Таллин
Самые "русские" города Эстонии – Нарва, Силламяэ, Кохтла-Ярве, Йыхви, Нарва-Йыэсуу – всегда были заинтересованы в приграничном взаимодействии с Россией. Оно и не удивительно. Большая часть их жителей – этнические русские.
Руководство Нарвы крайне заинтересовано в хороших отношениях с Россией. Мэр Нарвы Алексей Евграфов, как и его предшественник Тармо Таммисте, уделяет большое внимание связям с Ивангородом, Псковом, Кингисеппом, Санкт-Петербургом. Евграфов, например, продвигает проект строительства второго моста, соединяющего Эстонию и Ленинградскую область. А заместитель председателя Нарвского городского собрания Лариса Оленина продолжает работу по линии развития молодежного и культурного обмена с российскими городами.
Не отстает и столица. Осенью 2019 года мэр Таллина Михаил Кылварт принял две делегации из России – представителей мэрий Москвы и Санкт-Петербурга. Таллин традиционно уделяет серьезное внимание отношениям с российской Северной столицей, а по итогам встречи с коллегами из Москвы руководство города поддержало идею о возобновлении прерванной в 2010 году традиции проведения ежегодных "Дней Таллина в Москве" и "Дней Москвы в Таллине".
Крупный бизнес
Большие компании, чей бизнес тесно связан с Россией, не упускают возможности поддержать любые инициативы, направленные на снижение любого рода конфронтации с восточным соседом. Плохие отношения России и Эстонии навредили, прежде всего, транзитному бизнесу.
Совладелец порта Силламяэ, экс-премьер-министр республики Тийт Вяхи всегда выступал за построение конструктивных отношений с россиянами. Показательным стало и то, что в 2019 году он принял участие в Петербургском международном экономическом форуме.
Собственник железнодорожного концерна Skinest Grupp Олег Осиновский постоянно заявляет о том, что России и Эстонии следует заключить договор об избежании двойного налогообложения. По его словам, из-за этого поток российских денег вместо Эстонии течет в Латвию и Финляндию, у которых такой договор есть.
Владелец концерна Alexela Хейти Хяэль, посетивший в 2019 году Россию в составе делегации президента Эстонии Керсти Кальюлайд, заинтересован в продолжении сотрудничества с "Роснефтью". Два года назад его компания продлила договор на оказание услуг по транзиту и перевалке нефтепродуктов через Палдиски. Стоимость контракта оценивается в 18 млн евро.
"Считаю, что транзит, который мы потеряли, начиная с 2007 года, обернулся для Эстонии огромными убытками. Никто даже не подсчитал эти потери в деньгах. Сегодня Латвия пропускает 50 млн тонн транзита в год, Эстония – только 13 млн тонн. А каждые 10 млн тонн грузов для Эстонии – это 100 млн евро в деньгах. В год мы теряем больше 300 млн евро", – констатирует член правления Торгово-промышленной палаты Эстонии Энн Вескимяги.
Организации соотечественников и несистемная оппозиция
Активное формирование русской общины в Эстонии началось с 1950-х годов. Переселенцы и их потомки из Ленинградской, Псковской и других областей Советского Союза составили костяк тех, кто сегодня выступает за защиту прав русскоязычного населения и построение соседских отношений с Россией. На сегодняшний день в списке наиболее влиятельных и известных организаций числятся Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ), НКО "Русская школа Эстонии" и Объединенная левая партия Эстонии (ОЛПЭ).
Возникший в 2007 году Координационный совет российских соотечественников поставил перед собой задачу развивать гуманитарные контакты между Россией и Эстонией. В 2018 году его главой был избран бывший председатель Нарвского городского собрания Владимир Чуйкин.
"Основная цель КСРСЭ – сплотить и поддержать те общественные организации, которые занимаются развитием российской культуры, образования на родном языке, сохранением истории, воспитанием русскоязычной молодежи на территории Эстонии", – говорил Чуйкин в интервью Sputnik Эстония.
По его словам, Совет не получает никакого прямого финансирования из России, однако в организации различных мероприятий ему помогает посольство РФ в Эстонии.
Другая известная организация – НКО "Русская школа Эстонии" – выступает за сохранение в республике русскоязычного образования. Среди ее активных членов Мстислав Русаков, Алиса Блинцова, Дмитрий Сухорослов. Они же являются членами Объединенной левой партии Эстонии, выступающей за прекращение антироссийской риторики, выход республики из НАТО, ликвидацию института безгражданства, повышение статуса русского языка до государственного, а также сохранение и восстановление системы образования на русском языке. Впрочем, эта партия не пользуется широкой поддержкой населения. На последних парламентских выборах ОЛПЭ удалось набрать менее 1% голосов.
Центристская партия. Но не вся
Центристская партия – единственная крупная политическая сила в Эстонии, провозгласившая в качестве одного из приоритетов во внешней политике взаимодействие с Россией.
"Мы считаем, что культурное, экономическое и экологическое сотрудничество с Россией, основанное на уважении европейских и общечеловеческих ценностей, способствует укреплению демократии и стабильности международных отношений", – говорится в программе партии.
Летом 2019 года Россию впервые за долгое время посетили министр экономики и инфраструктуры Таави Аас и министр образования Майлис Репс. Оба члены Центристской партии.
Совпадение или нет, но именно Центристская партия идет в авангарде, когда речь заходит о России. В феврале-марте 2020 года планируется визит депутатов Госдумы в парламент Эстонии. Официальное приглашение в Москву направил глава группы Рийгикогу по парламентским связям с РФ Ааду Муст.
Однако в партии имеются и разногласия. Депутат Европарламента от Центристской партии Яна Тоом приветствовала возвращение России права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Но ее коллега, депутат Рийгикогу, глава делегации Эстонии в ПАСЕ Мария Юферева-Скуратовски раскритиковала решение организации.
Нет единства и по вопросу антироссийских санкций. В ноябре центристка, депутат Рийгикогу Оудекки Лооне заявила о бесперспективности и вреде антироссийских санкций для Эстонии. Тем не менее лидер партии, премьер-министр Юри Ратас в целом поддерживает санкционный курс Евросоюза. По итогам саммита ЕС, прошедшего в декабре, он заявил, что пока не видит возможности для отмены санкций.
Президент Керсти Кальюлайд?
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд никогда не отличалась особой лояльностью к России: она не раз ругала ее за "аннексию Крыма" и "агрессию против Украины". Тем не менее эстонский президент в апреле 2019 года совершила первую за десять лет поездку в Москву, где она встретилась с президентом Владимиром Путиным.
Конечно, их переговоры не привели к прорыву в российско-эстонских отношениях. Путин и Кальюлайд даже не надеялись на это. Им было важно просто встретиться. И если президент России проявил элементарную вежливость, Кальюлайд преследовала вполне конкретные цели – поддержка Россией кандидатуры Эстонии в непостоянные члены Совета Безопасности ООН. Позже она заявила, что, разговаривая напрямую с Россией, Эстония повышает свой статус в глазах других стран. Очевидно, Кальюлайд волновали и личные интересы, поскольку иметь рабочие связи с одним из наиболее влиятельных политиков мира, довольно престижно и важно.
Керсти Кальюлайд продемонстрировала своим прибалтийским коллегам, что с Россией можно не только конфликтовать, но и общаться. Чтобы закрепить свой дипломатический успех, Кальюлайд пригласила Путина принять участие в VIII Всемирном конгрессе финно-угорских народов, который состоится в июне 2020 года в Тарту. Если российский президент примет приглашение, его визит станет важнейшей вехой в истории отношений России и стран Прибалтики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.