Доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Владислав Воротников в рамках регулярно действующего уже третий год "Кавказского семинара" представил свой доклад "Страны Прибалтики и Закавказья в постсоветский период", в котором рассказал о роли закавказских диаспор в развитии стран Балтии, а также о современном состоянии отношений республик.
Армянская диаспора
Каждая кавказская диаспора на территории Прибалтики насчитывает сегодня, по разным данным, от 1,5 до 2,5 тысяч человек.
В конце XIX века в странах Закавказья увеличивалась численность эстонской диаспоры. Вместе с тем значительную роль в развитии Эстонии играла армянская диаспора, рассказал эксперт. Воротников напомнил, что в период с 1900 по 1917 года представители армянской национальности были широко представлены в Тартуском университете Эстонии, в котором тогда обучалось порядка двухсот армян.
"Армянский просветитель и основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян тоже учился в этом эстонском университете. Все это свидетельствует о том, что Эстония не была чуждой для армянского народа, как и наоборот – армянская диаспора не была чуждой Эстонии", – отметил эксперт.
По его словам, наиболее активную общественную позицию в политической жизни стран Прибалтики имеет именно армянская диаспора, в первую очередь в Эстонии. Он подчеркнул, что ни в одной из других стран Балтии армяне не сыграли такой роли, которую играли некоторые представители армянского народа в ходе движения республики к независимости в период перестройки. Например, сегодня председателем палаты нацменьшинств Эстонии является известный общественный деятель Рафик Григорян, который фактически был одним из основателей Народного фронта и лидером его "русского" крыла. Он также является автором изданной в Таллине книги "История Эстонии. Армянский след".
Эстонцы в Закавказье
Сегодня эстонская диаспора также проживает на территории закавказских республик, хотя и является немногочисленной.
"Самое большое количество эстонцев проживает в сегодняшней Абхазии – согласно переписи населения, 353 человека, однако уже в конце XIX века их было гораздо больше. В основном они начали переселяться туда в период царствования Александра III", – отметил Владислав Воротников.
Воротников напомнил, что эстонскую диаспору так или иначе затронул и геноцид армян.
"Как пишут эстонские исследователи, только одна эстонка по происхождению, будучи женой армянина, погибла в ходе геноцида. Однако в целом нет точных цифр, сколько эстонцев проживало в то время в турецкой части Армении, я думаю, что в районе 300-400 человек, и в основном в этот период они либо переселились в Абхазию и присоединились к существующим эстонским общинам, либо наоборот остались. Те, кто остались, не пострадали, потому что их принимали за немцев. Эстонцы покинули эту территорию только в 50-60-е годы прошлого века. Часть эмигрировала в СССР, кто-то – в США, а кто-то – в Германию", – рассказал эксперт.
Владислав Воротников затронул тему быта эстонцев на территории республик Закавказья. Он привел в пример свидетельство представительницы эстонской диаспоры Леоноры Кутман, которая проживала в селе Эстонка в Грузии:
"С первого же дома было видно, что здесь живут европейцы, а не грузины. В грузинских селах были огромные дома, дворы, в которых ходили коровы, индюки и куры, а в Эстонке совсем по-другому. Заборов в селе не было, дома ограждены друг от друга живыми изгородями, сделанными из кустов. Их все соседи подстригали одинаково. Дома у всех разноцветные – розовые, голубые, салатовые. Старушки на лавочках сидели все беленькие и в фартучках (…) Удивительно, что эстонская культура за столько лет сохранилась и развивалась в этом небольшом селе. Школа в нем тоже была эстонская, что, конечно, способствовало сохранению и развитию культуры", – рассказывала Кутман.
В период абхазской войны Эстония отправила два самолета, на которых значительное количество представителей эстонской диаспоры республики были вывезены с территории страны, поведал Воротников.
"Цифры я обнаружил разные, но на сайте МИД Эстонии стоит цифра в 500 человек. Но есть и другие оценки – от 1500 до 2000 человек", – отметил исследователь.
Общее и разное
Оба региона – Прибалтика и Закавказье – располагаются в важных с геополитической и геоэкономической точек зрения пространствах. Однако многое в их социально-экономическом и политическом развитии трех последних десятилетий оказалось различным: роль сепаратистских тенденций, модели государственного управления и формирования элит, характер отношений между титульными нациями и меньшинствами, позиция по отношению к перспективам интеграции с постсоветским пространством и Западом. Разнородным в этом смысле является в первую очередь само закавказское пространство.
В то же время, по словам Воротникова, сегодня страны Прибалтики и Закавказья сближает отношение к своему прошлому, наличие национального мифа, в основе которого – "сложные" периоды совместной истории. Для прибалтийских государств – это мифология "лесных братьев", которые сегодня активно героизируются в республиках. Для стран закавказского региона борьба с советской властью была более актуальна для межвоенного периода. Однако националистические лидеры тех лет и времен ВОВ сегодня также популярны в обществе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.