Руководство Эстонии по отношению ко всем пожеланиям Брюсселя и Вашингтона образцово-показательно – охотно участвовало во всех антироссийских дискриминационных мерах как со стороны ЕС, так и со стороны США, увеличила оборонный бюджет в соответствии с последними требованиями НАТО, проводила на своей территории учения этого военного блока.
Казалось бы, уж такое поощрение, как небольшая снисходительность к объемам тепловых выбросов на сланцевых электростанциях, построенных в 1970-е годы, было заслуженно. Однако Брюссель проявляет максимальную жесткость. В течение первого полугодия объединенная энергетическая система Эстонии лишится четверти электрогенерации, и Еврокомиссия дала понять, что это будет не последнее сокращение.
Если еще по итогам 2018-го года Эстония была чистым экспортером электроэнергии, поставляя ее как в энергетическое кольцо БРЭЛЛ, так и по морским энергокабелям в Финляндию, то нынешнее сокращение генерации оставит Эстонию без экспорта, а последующие загонят ее в список энергодефицитных стран. Таким образом, ей придется закупать электроэнергию для своих нужд.
Никакой энергетики, только политика
Первая реакция – откровенная растерянность руководства энергетической отрасли Эстонии. 31 июля 2018 года энергосетевые операторы Elering (Эстония), AST (Латвия) и Litgrid (Литва) подписали между собой соглашение о проведении тестового отключения своих энергосистем от кольца БРЭЛЛ 8 июня 2019 года, альтернативной датой было названо 29 июня.
Сперва БРЭЛЛ, теперь сланец. Как Эстония теряет свою уникальную энергонезависимость >>>
Планировалось, что в этот день все девять линий электропередач (ЛЭП), соединяющих регион с Белоруссией и Россией, должны быть полностью отключены, при этом должны сохранить передачу электроэнергии с Польшей (по ЛЭП, соединяющей ее с Литвой), со Швецией (по морскому кабелю, соединяющему ее с Литвой) и с Финляндией (по двум морским кабелям, соединяющим ее с Эстонией).
Руководитель эстонской компанией Elering Таави Вескимяги прокомментировал это соглашение следующим образом: "Страны Балтии должны тестировать самые разные возможности для достижения долгосрочного и стабильного функционирования своих энергосистем как отдельных и независимых единиц".
Будучи профессионалом, Вескимяги прекрасно понимает, что технически независимость энергетических систем стран Прибалтики от БРЭЛЛ возможна только в том случае, если будут построены дополнительные генерирующие мощности, новые электростанции. Но как руководитель государственной компании Вескимяги был обязан поддержать подписанное месяцем ранее политического соглашение с Еврокомиссией о запуске проекта синхронизации сетей Балтийского региона с Западной Европой.
Ситуация совершенно абсурдна – вместо подготовки технико-экономического обоснования появилось политическое соглашение. Какая политика, извините? Нужно планировать строительство электростанций, новые ЛЭП, подстанции, рассчитывать синхронизацию частот и реактивных мощностей. Зная о предстоящем закрытии мощностей Нарвских электростанций, Еврокомиссия и руководители политически соглашаются друг с другом. О чем? Об отсутствии профессиональных навыков, технических знаний?
Энергонезависимость откладывается?
Реакция России была совершенно предсказуемой. Единая энергосистема России способна выдержать "исчезновение" энергосистем Прибалтики относительно спокойно – запас прочности таков, что и такой шаг не вызовет экстраординарных перегрузок. Но про Калининградскую область, где только что закончилось строительство сразу нескольких электростанций (Маковская, Прегольская и Талаховская), такого сказать нельзя – не потому, что что-то сделано плохо, а потому, что проверить надо, как будет себя чувствовать обновленная энергосистема области при отключении ЛЭП, соединяющих ее с Литвой.
26 декабря 2018 года замминистра энергетики России Андрей Черезов сообщил, что Калининградская область проведет пробное отключение от энергосистемы Прибалтики в мае 2019 года. Логично и разумно – не ждать, что произойдет после того, как соседи "отключат рубильник", а проверить все самим и заранее. Разумеется, никаких политических заявлений или комментариев – проблема ведь сугубо техническая.
И вот только после того, как стало окончательно ясно, что никто вокруг не намерен испытывать никакого снисхождения – ни Россия с тестом отключения от БРЭЛЛ, ни Еврокомиссия с отключением энергомощностей, в Эстонии стало появляться понимание того, в какой ситуации оказалась энергетика страны.
Со стороны Еврокомиссии – никаких намеков на финансирование строительства новых электростанций, новых ЛЭП и даже новых соединений с энергосистемами стран ЕС. Со стороны России – техническая готовность адекватно отреагировать на политическое соглашение июня 2018 года. Поблажек в виде разрешения дальнейшей эксплуатации старых электростанций тоже нет. Если коротко – полный тупик и плотный туман вместо перспектив.
Пробовать самостоятельно договориться с Финляндией, чтобы та каким-то образом обеспечила поставки электроэнергии после отключения от БРЭЛЛ и остановки еще нескольких энергоблоков на Нарвских электростанциях? Это возможно только после того, как в Финляндии вступит в строй АЭС "Олкилуото", которую с 2004 года строят французские атомщики и которая должна была начать работу в 2009-м. То есть никакой уверенности в том, что этот долгострой будет благополучно завершен, вообще-то и нет. По состоянию на сегодняшний день Финляндия ставит рекорды по энергопотреблению и по … импорту электроэнергии из России через энергомост, построенный еще в советские времена под Выборгом.
Нервы господина Вескимяги на пределе – то он протестовал против того, чтобы Россия наращивала поставки своей дешевой электроэнергии на энергобиржу NordPool (хочется добрать прибыль от пока еще не отключенных энергоблоков Нарвских ТЭЦ), то вдруг начинал рассуждать, что процесс отсоединения от БРЭЛЛ будет идти не менее 20 лет.
В конце января 2019 года Elering заговорила о том, что пробное отключение от БРЭЛЛ в июне необходимо перенести на "неопределенный срок" (читать как "после дождичка в четверг"), 5 февраля решение об отмене теста стало окончательным – новую дату будут определять на переговорах в апреле.
Мечты об АЭС
Разумеется, за ситуацией в энергетической отрасли в Эстонии следят не только в Elering и в политическом руководстве, и даже не только на северо-востоке республики, где в ближайшее время без работы останется часть энергетиков и шахтеров. Известный в Эстонии ученый-геолог, академик, лауреат государственной премии, имеющий официальное звание "великого эстонского деятеля ХХ века", Анто Раукас в январе снова заговорил о необходимости строительства в Эстонии … АЭС.
Его мнение поддержал кандидат биологических наук и политолог Тойво Пальм – Эстонии нужна АЭС, иначе экологические претензии со стороны Еврокомиссии будут бесконечными. При этом оба ученых прекрасно понимают, что построить АЭС, отвечающую всем современным требованиям МАГАТЭ по уровню безопасности, сейчас способен только "Росатом", равно как и то, что при нынешнем уровне межгосударственных отношений Эстонии и России такой проект является утопией.
Руководство страны трезво оценивает политику Еврокомиссии по отношению к Эстонии. За годы пребывания в составе ЕС республика лишилась всей своей крупной промышленности, идет постоянный отток населения, сейчас началась смертельно опасная атака на самый успешный сектор эстонской экономики – на энергетику.
Что и как будет происходить в эстонской энергетике, можно будет понять только после предстоящих в Эстонии парламентских выборов, но это проблема эстонских избирателей. Гораздо интереснее понять – почему эстонские ученые говорят именно об АЭС, а не о столь популярной ныне в Европе "зеленой энергетике"? Почему не новые ветровые и солнечные электростанции, а атомная энергетика? И почему такое мнение исходит именно от серьезных ученых?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.