Как Советский союз создал восьмое чудо света
За последние годы мы привыкли к тому, что в Европе существует энергетическое кольцо БРЭЛЛ ("Белоруссия – Россия – Эстония – Латвия – Литва"). Привыкли, потому что именно эту формулировку как заклинание повторяют политики и правители стран Прибалтики, хотя никакого "кольца БРЭЛЛ" просто… не существует.
С первых лет существования Союза Советских Социалистических Республик создаваемые тогда по плану ГОЭЛРО (Государственной электрификации России – прим. Baltnews.ee) энергетические системы начали объединять в параллельную работу.
1932 – год создания объединенной энергосистемы (ОЭС) Урала, 1940 – год создания ОЭС Украины, в 1945 была создана ОЭС Центра. Процесс шел поэтапно, поскольку требовал очень серьезных предварительных расчетов, тщательного размещения всех звеньев сетей – электростанций, линий электропередач, подстанций и так далее.
В 1966 году по системным связям 330 кВ на параллельную работу была подключена к единой системе и ОЭС Северо-Запада СССР. ОЭС Северо-Запада покрывала территорию четырех Советских Социалистических Республик – Эстонской, Латвийской, Литовской и Белорусской, а также нескольких областей РСФСР, включая Калининградскую.
От того, что в 1991 году ОЭС Северо-Запада в угоду политикам независимых государств стала именоваться "энергокольцом БРЭЛЛ", никаких технических изменений не произошло. Не стали сами по себе перебегать на новые места опоры ЛЭП (линии электропередач – прим. Baltnews.ee), не изменились номиналы трансформаторов, и даже центральное диспетчерское управление (ЦДУ) как работало в городе Москве, так все эти годы и продолжает работать.
Если вообразить себе некоего "бессмертного и бессменного" работника ЦДУ, ведающего перетоками между ОЭС электростанций в составе Северо-Западной ОЭС СССР, который все эти годы не отходил от пульта управления, – он мог бы и не понять, что все эти годы в политическом мире происходили бурные и драматические изменения. Валюты, таможни, новые денежные единицы, границы, армии, парламенты – сами по себе, а киловольты, амперы и прочие вторичные гармоники ко всему этому никакого отношения не имеют.
Почему об этом нужно помнить? Посмотрите еще раз на даты: ОЭС Северо-Востока СССР стала частью ЕЭС СССР в 1966 году. Все соединения, учитывающие сезонные колебания спроса на электроэнергию, необходимость проведения плановых ремонтов электростанций, возможность подключения новых генерирующих мощностей рассчитывались в начале 1960-х годов прошлого века, чуть ли не 60 лет тому назад.
За все эти годы, за 15 лет пребывания стран Прибалтики в составе Евросоюза никто ничего лучшего, более разумного, более надежного, экономически более целесообразного предложить так и не смог.
Время от времени СМИ хватаются за какой-то крупный проект и нарекают его "восьмым чудом света". Не надо, не ищите – настоящим, подлинным восьмым чудом света, "живым" памятником инженерного творчества была и все еще остается ЕЭС, Единая Энергетическая Система СССР.
Социализм сменился капитализмом, по карте побежали линии государственных границ, отдельным частям ЕЭС стали присваивать какие-то новые названия – а это инженерное произведение чудо продолжает работать.
Политики вновь возникших стран обладают огромным самолюбием, гордятся своей независимостью, суверенностью, но все эти эмоции блекнут перед электроэнергетикой – за все время, минувшее с 1991 года, никто ни разу не заикнулся о том, что ЦДУ может находиться хоть где-то, кроме Москвы. Оставаться частью ЕЭС СССР – это надежно, это безопасно, это экономически выгодно настолько, что противопоставить этому пока просто нечего.
ЕС вроде бы, как бы намерен вывести Прибалтику из состава БРЭЛЛ в 2025 году – хотя и эта дата далеко не окончательна. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав ЕС в 2004 году. Если отсоединение от БРЭЛЛ произойдет, то можно будет зафиксировать: Евросоюзу потребуется 21 год, чтобы превзойти советскую инженерную энергетическую школу.
Как Эстония потеряла свою энергонезависимость
Все эти годы благами пребывания аккуратно пользовалась Эстония, которая до последнего времени была уникальным для Европы явлением. Эта страна действительно была энергетически независима от России: Системный Оператор (СО) России, как теперь именуется бывшее ЦДУ, с 2013 года фиксирует положительное сальдо перетоков между ОЭС Эстонии и России. То же самое без технического сленга: с 2013 года Эстония поставляла электроэнергию в Россию.
На сайте СО можно найти точные данные: в 2013 году Эстония экспортировала в Россию 1 091,3 МВт часов электроэнергии, в 2014 году – 2 459,3 МВт часов и так далее. Мало того – все эти годы Эстония экспортировала электроэнергию в Латвию, в Литву и в Финляндию (через Финский залив проложено два энергокабеля), общий объем экспорта достигал 6 ГВт часов.
Можно сколько угодно пересказывать анекдоты про "горячих эстонских парней", реальность до недавнего времени выглядела иной: Эстония была единственной в Европе страной, которая была энергетически независима от России. Даже в том случае, если бы Россия прекратила поставки природного газа (совершенно абсурдное предположение, поскольку в зимнее время через территорию Эстонии из подземного хранилища газа "Инчукалнс" на территории Латвии транзитом идет газ в Санкт-Петербург и в Ленинградскую область) – Эстония смогла бы выдержать.
Откуда такая невероятная живучесть? В буквальном смысле слова – из-под земли, где залегают горючие сланцы Прибалтийского бассейна, на которых работали в 1960–1970 годах Балтийская ГРЭС (государственная районная электрическая станция – прим. Baltnews.ee) мощностью 765 МВт и Эстонская ГРЭС мощностью 1 615 МВт. Сланец для них добывался не только в Эстонии, но и в Ленинградской области – в шахтах, рядом с которыми был построен моногород Сланцы.
И вот тут просто невероятный момент: несмотря на обретение независимости, на вступление в ЕС со всеми его требованиями либерализации энергетики, сланцевые электростанции, карьеры и шахты Эстонии так и остаются в государственной собственности. Больше того – в 2017 году в Эстонии была построена еще одна государственная электростанция "Аувере" мощностью 300 МВт, встала в строй еще и частная электростанция "Вируской химической группы" в 90 МВт.
Еврокомиссия так и не смогла заставить Эстонию приватизировать Нарвские электростанции (обобщающее название), но нашла другой способ расправиться с энергетической независимостью этой страны – ну, не терпит "старая Европа" никаких успешных конкурентов, такова уж традиция.
Наверняка многие уже догадались, что за метод был выбран – да, борьба за соблюдение экологических требований по выбросам углекислого газа. Станции строились много лет тому назад, технология сжигания сланца и система фильтрации были далеки от совершенства. В первой половине 2019 года государственный концерн Eesti Energia вынужден будет закрыть часть своих мощностей – четверть из имеющихся, общая мощность упадет с 2 000 МВт до 1 500 МВт.
Современная "эстонская сказка" заканчивается – впереди сокращение рабочих мест как на электростанциях, так и среди шахтеров. Экспорт электроэнергии в 2019 году еще сохранится, но закрытие трех энергоблоков – это только начало, процесс будет продолжаться и дальше, конечная перспектива – возникновение энергодефицита. И уже появились первые голоса в эстонской политической среде – стоит ли торопиться выходить из БРЭЛЛ? Если уж закупать электроэнергию – так хотя бы оттуда, где цены разительно отличаются в лучшую сторону от европейских.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.