Согласно ежегодному исследованию балтийских финансовых директоров, 40% компаний в Эстонии и Литве уже имеют и планируют еще нанять иностранных сотрудников. В свою очередь, среди компаний, в штате которых нет экспатов, 18% рассматривают возможность пригласить зарубежных сотрудников. Итого мы имеем беспрецедентные 2/3 работодателей, нуждающихся в привлечении иностранной рабочей силы.
"Наши исследования показывают, что первой, второй и третьей проблемой балтийского рынка труда является дефицит рабочей силы. Об этом говорит не только статистика, но и беседы с предпринимателями, которые сфокусированы на вопросах рабочей силы", – отметил Интс Крастс, член правления банка "SEB".
Круговорот гастарбайтеров в природе
Очевидно, что такие проблемы связаны в том числе с эмиграцией прибалтов в более благополучные страны. В этом контексте встает закономерный вопрос: пока титульная нация трудится на английских и финских землях, кто занимает ее места на родине? Неужели есть еще более дешевая рабочая сила, чем прибалты? Есть. Как говорится, чей-то потолок всегда чей-то пол.
Уже более года граждане Украины могут посещать страны шенгенской зоны в безвизовом режиме при наличии биометрического паспорта на срок до 90 дней. В результате открытых границ, Украина ежегодно теряет до 1 млн трудоспособных граждан, покидающих страну в поисках лучшей жизни на чужбине. Потоки украинской неквалифицированной рабочей силы двигаются преимущественно в ближайшие страны – Польшу и страны Балтии. Это неудивительно: четверть всего населения Украины проживает за чертой бедности.
В частности, на данный момент в Польше официально пребывают три с половиной миллиона граждан Украины, что составляет порядка 80% от числа иностранных рабочих, при этом. Согласно данным, приведенным в докладе Евростата, в 2017-м году иммигрантам с Украины удалось обогнать беженцев из Сирии: украинцы стали лидерами по получению вида на жительства в Евросоюзе. Но траектория переселения постепенно меняется: за прошедший год наибольший приток гастарбайтеров был зафиксирован в Эстонии, там же украинцы стали самыми активными получателя ВНЖ.
И это речь идет только об официальных данных. По подсчетам Международной организации по миграции, около 30-40% украинских мигрантов трудятся в Европе нелегально.
Приключения украинцев в Эстонии
О засилье украинцами говорит и тот факт, что периодически в СМИ появляется информация об "обиженных украинских рабочих". Так, например, на днях стало известно о десятке украинских строителей, подавших судебные иски на эстонских работодателей из-за трудностей с выплатой заработной платы. Тем не менее зачастую суды отказывают в требованиях по ряду причин: начиная от некорректно составленных трудовых договоров и заканчивая вообще их отсутствием.
Более того, многим нелегалам было предписано покинуть территорию Эстонии: только за полтора года с момента открытия границ 380 граждан Украины нарушили трудовое законодательство Эстонии.
Эффект кобры
В понимании украинского политического истеблишмента снижение демографических показателей – это, конечно, плохо. Но этот минус эмиграции – ничто по сравнению с теми доходами, которые получает бюджет страны от заробитчан из ЕС: их вклад в экономику страны оценивается на сумму более чем 27 млрд евро, что составляет 8% от ВВП Украины. И это не считая переводов денежных средств от трудовых мигрантов в России.
Однако нужно понимать, что если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Так, мигранты вызывают по большей части лишь отток капитала из Эстонии, поскольку экономят и не вкладывают средства в экономику страны.
Более того, чем украинцев больше, тем эстонцев меньше. Массовый приток мигрантов провоцирует рост безработицы страны и снижение заработной платы местных работников, так из-за обилия украинцев рынок трудовых ресурсов дешевеет, что, как следствие, приводит и к эмиграции коренного населения.
Но не только в деньгах счастье, и уже в скором времени "миграционный бум" может сыграть злую шутку с этническим составом стран Балтии. В долгосрочной перспективе потерпеть неудачу могут все стратегии ассимиляции титульных наций, поскольку в то время, пока эстонцы уезжают на заработки в Финляндию, их места занимают все те же славяне, с которыми они так усердно боролись последние 25 лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.