По традиции в День восстановления самостоятельности (от эст.Taasiseisvumis – прим. Baltnews) перед членами "Клуба 20 августа" (объединения депутатов Верховного Совета Эстонской Республики, которые 27 лет назад проголосовали за восстановление ее независимости – прим. Baltnews) в Белом зале замка Тоомпеа выступил премьер-министр страны Юри Ратас.
По его словам, в восстановившей независимость Эстонии принято часто интересоваться, живут ли эстоноземельцы в такой стране, какую представляли себе в начале 1990-х годов. По мнению премьер-министра, "такую прекрасную Эстонию и представить было трудно". "У нас хватает трудностей и проблем, но еще больше светлых моментов, приносящих удовлетворение. У нас есть свобода и возможность самостоятельно, честно и открыто обсуждать стоящие перед нами проблемы. Более того – мы принадлежим к Европейскому союзу и НАТО, к семье развитых государств. Ни одно из этих достижений нельзя недооценивать", – заявлял глава правительства.
Однако что в действительности принесло Эстонской Республике членство в Евросоюзе и вступление в НАТО, и стала ли она на самом деле более свободной и независимой?
Эмиграция и сокращение социальных выплат
Изначально предполагалось, что вступление в Евросоюз будет способствовать резкому экономическому росту страны, и так оно и было в 2004-2007 гг. В эти годы Эстония смогла привлечь значительные объемы иностранных инвестиций, увеличилось потребление, наблюдались опережающие темпы роста ВВП. Впрочем, в это время специалисты уже говорили о перегреве экономики. Финансовый кризис 2008-2009 годов в конечном итоге больно ударил по Эстонии. По результатам 2009 года ВВП республики упал на 13,9%, что стало одним из худших показателей динамики ВВП в мире. Выросла и безработица – до 17% в 2010 году. Конечно, со временем ситуация смогла стабилизироваться, и уровень безработицы в стране упал, однако не за счет реформ, а, прежде всего, из-за оттока населения в более "благополучные страны ЕС".
В 2011 году Эстония вступила в еврозону, что должно было увеличить вес республики в ЕС. Чтобы соответствовать так называемым Маастрихтским критериям (нормам финансовой политики, по которым уровень бюджетного дефицита страны еврозоны должен быть не больше 3% ВВП – прим. Baltnews), Эстонии пришлось пойти на снижение дефицита бюджета и госдолга за счет сокращения социальных выплат государства. "Мы не стали девальвировать эстонскую крону официально, а просто снизили пенсии государственным служащим на 9%. Пенсии в частном секторе снизились еще больше. Мы также уменьшили спектр предоставляемых государством услуг. Цель – снизить дефицит", – сообщил тогда президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес в интервью польской "Газете выборчей".
Рост расходов на оборону и угроза Третьей мировой войны
Вступление Эстонии в НАТО в 2004 году также не осталось бесследным. Эстония, будучи членом альянса, является одной из немногих стран, которые выполняют и даже перевыполняют обязательства по расходам на оборону в размере 2% от ВВП. В 2018 году на нужды армии и для защиты от несуществующего противника была выделена рекордная сумма – 528 млн евро, а в 2017 году – 477 млн евро.
Между тем, членство Эстонии в НАТО не обеспечило ей ни большую безопасность, ни большую независимость. Нашумевший случай с ракетой "воздух-воздух", по ошибке выпущенной испанским истребителем НАТО над территорией Эстонии, продемонстрировал всему миру, от кого эстонцам следует ожидать большей угрозы. А если бы натовская ракета попала на территорию России и был бы уничтожен какой-либо военный объект, последствия "ошибки", вполне возможно, могли бы привести даже к вооруженному столкновению.
По иронии судьбы единственная боевая ракета, упавшая на территорию Эстонии, оказалась натовской.
При этом в Эстонии продолжают слагать легенды о "российской угрозе". В республике ждут, когда же Россия, наконец, "захватит Эстонию", причем пользуясь помощью местного русскоязычного населения, чтобы, вероятно, заявить потом всему миру: "Но мы же говорили, а вы не верили".
Независимость по-эстонски
Но это вряд ли. Политики и военные прекрасно понимают, что Россия не собирается нападать и уж тем более присоединять Эстонию, Латвию и Литву. Причины, по которым прибалтийские республики вступили в ЕС и НАТО вполне понятны – лишний раз подчеркнуть свою независимость от "Российской империи", продемонстрировать свою "самостоятельность" и, конечно, сделать это за чужой счет.
Современная государственность Эстонии основана на таких элементах, как национализм и русофобия. С этой точки зрения, чем больше Эстония продолжает ухудшать отношения с Россией и разрывать с ней связи (например, энергетические), тем она более независимая.
На деле же судьба сыграла злую шутку с Эстонией. Вступив в НАТО и ЕС, страна лишь движется в фарватере политики, которую ей навязывают "старшие" партнеры по альянсу – США, Германии, Великобритании и Франции. Формально Эстония имеет право влиять на решения в НАТО и ЕС, но на практике это влияние ничтожно.
27 лет назад Эстония вновь обрела независимость, но затем, спустя время, снова ее лишилась. Эстонские политики добровольно "продали" суверенитет своей страны Брюсселю и Вашингтону. Сегодня членство в ЕС и НАТО рассматривается как успех эстонской дипломатии. "Ни одно из этих достижений нельзя недооценивать", – уверен премьер-министр Ратас.
Однако, наверное, и переоценивать эстонскую "историю успеха" тоже не стоит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.