В эфире телеканала "112 Украина" Вадим Карасев объяснил решение президента Украины Владимира Зеленского назначить экс-президента Грузии и бывшего губернатора Одесской области Михаила Саакашвили на пост вице-премьера желанием поднять президентский рейтинг и получить опору власти.
"Зеленский судорожно ищет опору во власти. У него нет нормальной опоры. "Слуга народа" сыпется, постоянно нет большинства", – отметил Карасев.
Киевский политолог Алексей Якубин объяснил Baltnews, что, помимо рейтинга, у Зеленского при выборе подобного кандидата могли быть совсем иные причины:
"Это не совсем так, потому что у Зеленского даже в последнем рейтинге поддержка была на уровне 43–44%. То есть он, по сути, является сейчас самым популярным украинским политиком. И это через год после президентства. Для украинских политических реалий это очень много, потому что у Порошенко, даже когда он был в должности главы государства, был значительно ниже рейтинг. Тем более, с антирейтингом у Зеленского тоже пока все нормально, он невысокий".
"Если говорить о том, с чем связано возможное, – потому как этого еще не произошло – появление Саакашвили в украинской команде, то тут может быть несколько причин. Первая: я не исключаю, что Зеленский хочет придать своему правительству больше динамизма. Сейчас оно выглядит каким-то инерционным, которое погрузилось в карантинную тему, и там многие вещи вызывают вопросы.
Другое дело – насколько в динамизме может быть эффективным Саакашвили. Потому что Саакашвили имеет на Украине определенную предысторию. Он был даже руководителем Одесской области, и он не показал себя как эффективный чиновник – в контексте именно длительной политики. То есть в контексте политического хайпа, создания картинки – он это может. Но результаты говорят о том, что он не дает эффективных политических результатов", – заметил Якубин.
В качестве второй возможной причины появления фигуры Саакашвили на украинском политическом горизонте эксперт назвал просьбу именно со стороны политика.
"Тут какой есть нюанс. Все-таки, насколько я понимаю, Зеленский гарантийно не говорит о Саакашвили, очень многое будет зависеть от фракции "Слуга народа". И сегодня я вижу некий скептицизм среди ее депутатов по поводу фигуры Саакашвили. В том числе потому, что это будет повторение "граблей" Порошенко, который приглашал иностранцев, и они выполняли роль, в том числе таких "свадебных генералов". И эти иностранцы показали неэффективность на Украине, как и в руководстве госкомпаний, так и руководя министерствами", – отметил он.
Ожидается собрание фракции и встреча ее членов с Саакашвили. И если 70% депутатов выскажутся против, Зеленский вряд ли будет далее "проталкивать" политика, пояснил Якубин. При этом есть вариант участия Саакашвили в неких "торгах".
"В контексте правительства я имею в виду "торги" с Аваковым. Не секрет, что сейчас Аваков – достаточно влиятельный игрок, усилившийся на фоне того, что он столько лет в правительстве, в силовом блоке. Даже недавно тут кроили бюджет и, по большому счету, министерство Авакова потеряло только пару тысяч гривен. Что просто смешно в сравнении с теми "обрезаниями", которые претерпели другие министерства в финансировании.
Поэтому это может быть создание некого противовеса Авакову. Пусть Саакашвили даже сейчас и помирился с Аваковым, его взрывной характер, стремления и амбиции будут его толкать на конфликты с членами правительства. Да и Саакашвили уже был так использован Порошенко, когда послений хотел избавиться от правительства Яценюка", – сказал эксперт.
Если представить Саакашвили на должности вице-премьера по реформам, то это тоже Министерство без портфеля, подчеркнул Якубин. Таким образом, выходит, что Саакашвили позволят заниматься чем угодно. А это не добавит стойкости управления.
"Тем более, что миф Саакашвили на Украине и миф о "грузинском чуде" во многом поблек. Даже если посмотреть на последние выборы на Украине, там, где Саакашвили пытался принимать участие, он, мягко говоря, не пользуется у украинцев популярностью, он даже 1% не может набрать", – заключил Якубин, добавив, что даже при правлении Саакашвили в Грузии соседние страны выросли в ВВП в разы больше, чем Тбилиси, несмотря на все радикальные реформы.