На пороге социальной катастрофы. В Эстонии закрылась очередная русская школа

© РИА Новости

В Эстонии стало еще на одну русскую школу меньше. Что делать русскоязычным жителям страны? Чем может и должна помочь Россия?

В четверг, 1 июля, прекратила свою работу единственная русская школа города Калласте – старейшая в стране. В 2022 году ей могло бы исполнится 125 лет. Для местных жителей закрытие школы – социальная катастрофа. Многим просто некуда вести детей в первый класс в этом году. Работы лишились 15 человек.

"Был смысл бороться. Это же не просто школа, это наш дом. Поэтому стоило. Мы сделали все, что могли", – прокомментировала учитель и мама будущих первоклассников Любовь Городецкая.

Школа Калласте находилась под ударом четыре года, но до сих пор родителям удавалось ее сохранять. В прошлом году Тартуский административный суд постановил не закрывать школу. В этом году защиту со стороны суда получить, к сожалению, не удалось.

В России не раз выражали обеспокоенность в связи со сложившейся ситуацией, отмечая дискриминацию русскоязычного населения Эстонии. Однако до сих пор российской стороне не удается оказать реальную помощь. Почему так происходит, Baltnews рассказал глава Россотрудничества Евгений Примаков.

"Я считаю, что Россия может и должна взять любую ответственность, и финансовую, и организационную. Однако наше законодательство не совершенно и не позволяет нам напрямую финансировать иностранные организации, включая школы. Россотрудничество столкнулось с этой проблемой, и для нас это является критичным ограничением. Сейчас мы запрашиваем разрешения на то, чтобы финансировать иностранные юридические лица, чем и являются школы", – сообщил Примаков.

Он также отметил невозможность открыть представительство Россотрудничества в Эстонии и других странах Балтии в силу сложившейся политической конъюнктуры.

"Уже сейчас мы можем отправлять учебники через наши представительства. В Прибалтике даже с этим большая проблема – там нет представительств Россотрудничества. И мы можем их открыть только с одобрения и согласия принимающей стороны. А представить, что в сегодняшних условиях мы могли бы с Эстонией заключить межправительственное соглашение и открыть представительство Россотрудничества, мне сложно", – пояснил Примаков.

Нужны реальные проекты

По словам главы Россотрудничества, Россия ожидает от соотечественников инициативы и реальных проектов, чтобы выстраивать работу в двустороннем ключе.

"Я говорил об этом недавно в Минске, где собирались наши соотечественники на конференцию на тему исторической правды, приуроченной к 22 июня, к 80-летию начала Великой Отечественной войны. Я предложил соотечественникам выступить с проектными предложениями, как они видят обучение своих детей. И тогда мы уже можем искать способы их поддержки. Там, где мы не можем что-то финансировать напрямую, есть фонды: Фонд Горчакова, Фонд президентских грантов, Фонд поддержки и защиты прав соотечественников. С нашей стороны мы можем помочь сопроводить эти заявки, найти финансирование", – поделился Примаков, добавив, что Россотрудничество готово рассмотреть предложения и сделать все, чтобы найти необходимое финансирование.

"Это важная, ответственная и, конечно, двусторонняя работа. Мы не можем прийти, дать пачку денег и делайте, что хотите. Нам нужна конкретика, проекты наших соотечественников, в том числе по открытию образовательных учреждений любого рода – школа, детский сад, кружок. Нам нужно понимание, кто у нас партнер и как он видит этот проект. Тогда мы будет думать, как поддержать и как реализовывать идею", – заключил Примаков.

Правительство Эстонии, согласно принятому ранее коалиционному соглашению в парламенте страны, намерено полностью прекратить финансирование образования на русском языке к 2035 году.