В Эстонии намекнули, что русские заслуживают большего

© Baltnews

В главном рупоре эстонской пропаганды начали появляться статьи, в которых говорится о том, что государству следовало бы обратить внимание на проживающих в Эстонии русских и пойти им навстречу по многим больным для эстонского мейнстрима вопросам.

Правительство Эстонии занято собиранием по миру кредитов, которые должны не только помочь восстановлению экономики страны после коронавируского кризиса, но и позволить правящим партиям выполнить некоторые свои предвыборные обещания.

В это время в главном рупоре государственной пропаганды – газете Postimees – одна за другой начали появляться статьи от имени имеющего весьма неоднозначную репутацию с криминальным оттенком предпринимателя Меэлиса Лао, в которых говорится о том, что эстонскому государству следовало бы обратить внимание на проживающих в Эстонии русских и пойти им навстречу по многим больным для эстонского мейнстрима вопросам.

Поскольку в хорошо известном русофобией Postimees до сих пор подобных публикаций практически не появлялось, это вполне можно расценивать как пробный камень, кинутый для прощупывания вариантов смягчения националистической политики, препятствующей налаживанию экономических связей с Россией. 

Если исходить из этой логики, то выбор для измерения публичных настроений Меэлиса Лао очень разумен, так как позволяет в любой момент отыграть назад, сославшись на неоднозначную репутацию бизнесмена. В то же время весьма доходчиво изложенные в статье аргументы, будучи озвученными на страницах крупнейшего в стране издания, пройти незамеченными не могут, притом как в Эстонии, так и в России. Для последней это может быть намеком на готовность эстонской элиты к началу переговоров. 

Предприниматель Меэлис Лао

Удивительные для эстонца слова

"Разделение Эстонии на эстоноязычных и русскоязычных – незаземленная опасность. Одним из самых больших источников напряжения в Эстонии является разница этих общин во мнениях по многим вопросам. Мы очень ответственно подходим к оправданию расходов на оборону, чтобы обезопасить себя в случае внешней военной угрозы, но в то же время забываем, что раздел пятого Устава НАТО нам не поможет, если эскалация конфликта начнется внутри страны", – пишет Меэлис Лао.

Он отмечает, что много общался с русскими эстонцами в своей жизни и знает, что "среди них есть как истинные патриоты Эстонии, так и те, кто ведет государственную игру в полезных идиотов, позирующих перед Микки Маусом. В это же время эстонское общество остается разделенным на два лагеря, где оценки как в отношении Эстонии, так и в отношении России резко расходятся".

Бизнесмен констатирует, что в нынешней ситуации и рассчитывать на поддержку эстонских русских в деле защиты эстонского государства вряд ли можно. "Будь и я в их шкуре в нынешних обстоятельствах, у меня тоже возникли бы серьезные сомнения относительно себя", – пишет Лао, объясняя это тем, что Эстония продолжает проповедовать идею о строительстве этнического государства и транслировать "более правильную историю". А такой подход русские никогда не примут, так как имеют собственный взгляд и так же, как эстонцы, не желают терять свою идентичность. 

"Едва отправив детей в школу, мы начинаем рассказывать им о русской оккупации. Для обычного эстонца и, к сожалению, для некоторых министров русские – лишь оккупанты или их потомки, а вовсе не ценные граждане, которыми можно гордиться. Как долго вы бы терпели такую второстепенность? То, что кажется нам единственно верным с точки зрения сохранения нашей культуры, языка и идентичности, звучит для членов русской общины как сознательная угроза их собственной идентичности", – приходит к выводу автор, приводя в пример действия Языковой инспекции и провокацию, устроенную бывшим премьер-министром Эстонии Андрусом Ансипом в виде "бронзовой ночи". 

© AFP 2019 / RAIGO PAJULA
События "бронзовой ночи" в Таллинне

Подобные примеры абсолютно противоречат идеологии и заявлениям ведущих политиков Эстонии за все почти три десятка лет с момента обретения независимости республики. До сих пор слова о том, что Языковая инспекция не помогает сохранению эстонского языка, а сеет рознь и служит инструментом мести русскоязычному населению страны, говорили исключительно представители русской общины. 

И взгляд на перенос Памятника воину-освободителю Таллина как на провокацию, специально организованную тогдашней правящей партией и лично премьер-министром, упорно отвергался эстонским мейнстримом, хотя фактически это было признано фактом освобождения обвиненных в организации беспорядков русскоязычных активистов эстонским судом.  

Разожмите кулаки и подумайте

"Я знаю, что многие из вас сейчас думают, почесывая кулаки. Увы, лозунгом "ну и проваливайте" много не добьешься, так как речь идет о трети населения Эстонии, трети наших граждан. […] Людях, без вклада которых наша и без того хрупкая, зависимая от экспорта экономика, вероятно, рухнет через пару недель. Без русских эстонцев нас было бы только 800 тысяч! Кто будет забивать голы за нашу сборную? Помимо этого, люди, рожденные в Эстонии, уже никогда не перестанут быть ее гражданами. К сожалению или к счастью. И раз мы уже живем вместе, разумно прожить эту жизнь счастливо, насколько это возможно", – констатирует Меэлис Лао.

Запасной аэродром

Возможно, кто-то скажет, что такой материал – пока не больше чем мнение. Согласен. Но давайте поставим его в контекст экономических проблем, в которых все больше увязает Эстония как в связи с коронавирусным кризисом, так и из-за отсутствия у эстонских политиков прорывных идей в развитии государства в целом.

Местные экономисты прогнозируют, что экономика республики может восстановиться после нынешнего кризиса примерно за два года. На мой взгляд, такой прогноз более чем оптимистичен и не учитывает возможного сокращения помощи со стороны ЕС, экономика доноров которого тоже заметно пострадала. 

Происходящее у главного союзника Эстонии за океаном – в США – также внушает скорее пессимизм, нежели хоть какие-то надежды. Вот и остается готовить "запасные аэродромы" на случай, если все будет совсем уж плохо.

И тут иных вариантов, кроме как попытаться получить дивиденды от возобновления торговли с естественным для Эстонии в силу географического положения восточным соседом, просто нет. 

Но без политических уступок разговора с Москвой не будет. Об этом неоднократно говорили российские политики и эксперты. Пока Эстония на них официально идти не готова, что абсолютно не значит, что это невозможно в принципе. Как показал коронавирус, в мире возможны и гораздо более удивительные на первый взгляд вещи. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.