Выпуск нынче густой, нажористый, и отобрать основные темы было непросто. Еще бы – политический сезон начался! И как бойко! Эстонские реформисты предложили форсировать ликвидацию преподавания на русском языке, но коалиция, поднатужившись, выдала им нерешительное "нет".
Напомню, что в эстонской правительственной коалиции нынче центристы, нацисты (EKRE) и еще раз нацисты (Isamaa). Когда у начинающего политика Адольфа Гитлера спросили, какая у национал-социалистов программа (спросил тот, у кого пришли просить денег), то Гитлер ответил: "Нам не нужна программа, нам нужна власть!". И вообще: чем оппозиционнее партия, тем она принципиальнее.
Так что я не думаю, что прав Андрей Заренков, который дал такой прогноз: "Я ни на секунду не сомневаюсь, что если Isamaa, от которых зависит завтрашнее решение, проголосует против, то это будет концом партии, если за – концом коалиции".
Вот как вывернулась Isamaa голосом Юллара Сааремяе: "Наша фракция поддерживает переход на преподавание на эстонском языке, но рассматриваемый сегодня проект, к сожалению, недостаточно амбициозен".
А?! Красиво же! А вот представитель EKRE Сийм Похлак счел, что приложенный к проекту график перехода "нереалистичен" и попутно раскрыл жителям Эстонии глаза: "Совершенно ясно, что этот проект является просто своего рода внутриполитической операцией".
Тут сложно спорить, и думаю, что все стороны могут быть довольны результатом: оппозиция явила принципиальность, коалиция – сплоченность.
Дующий в дуду реформистов неполживый "мейнстрим" даже возвысился до того, что предложение оппозиции извести русский язык в школах – это предложение "искоренить сегрегацию".
"Принципиальность" в исполнении реформиста Юргена Лиги выглядела так: "Часть людей в Эстонии, прежде всего русскоязычных, живет обособленно и хуже. Все это начинается с системы образования, которая воспроизводит эти проблемы. Я думаю, что создание единой эстоноязычной системы образования должно быть самой важной задачей Рийгикогу. Это самая важная реформа из всех, которые мы в состоянии провести".
Бывший министр образования, а ныне министр культуры Тынис Лукас был совсем откровенен: "Уже сейчас примерно треть учеников с родным русским языком учатся в эстоноязычных школах. Процессы идут. Но я не считаю правильным насильно смешивать русских и эстонских детей и называть это единой эстонской школой. Лучше мы принесем эстонский язык в русскую школу, чем русский язык в эстонскую школу". Просветитель!
По его словам, многие русские семьи готовы к переменам. "Они готовы больше, чем нынешние учителя русских школ и некоторые местные политики. Нужно пользоваться тем, что отношение позитивное, и образование в Эстонии станет эстоноязычным в любом случае", – считает Лукас.
Эти заявления возвращают нас к теме "представительства без доверенности", которую мы подробно разбирали несколько выпусков назад.
Павел Смирнов: "Лицемерие и цинизм националистов из Партии реформ просто поражают – оказывается, перевод детсадиков и школ на эстонский язык – это благо для русского населения. И реформисты – это такие добрые дяди, которые оооочень озабочены неравенством русских в Эстонии. Ну прям очень-очень. Прямо добрые самаритяне. Корень всех проблем русских в Эстонии, оказывается, не в том, что часть населения незаконно лишили гражданства и всем навязали комплекс вины за "советскую оккупацию", и не в том, что эстонские политики из года в год проводят откровенно этноцентричную, русофобскую политику и разжигают межнациональную рознь, а в том, что русские дети имеют возможность пока учиться на родном языке. Вот оно что, оказывается – русские детсадики и школы порождают сегрегацию и неравенство русского населения – а мы-то думали...
В принципе, мысль Юргена Лиги понятна – только полная ассимиляция русского населения – а перевод детсадиков и школ на эстонский только эту цель и преследует, – решит вопрос с социально-экономическим неравенством и искоренит сегрегацию. Если довести эту мысль до логического своего завершения, получается, что корень всех проблем русских – это сами русские. По Юргену Лиги русские самим своим существованием создают неравенство и социальную напряженность".
В ежегодниках эстонской Охранки красным канатом проходит мысль о том, что Координационный Совет российских соотечественников в Эстонии (КСРСЭ) – самозванец, и русскую общину Эстонии представлять не вправе.
Не знаю, будут ли с этим утверждением спорить сами члены КСРСЭ. Но еще более очевидно, что ни реформисты, ни Isamaa, ни тем более EKRE также никакого мандата на представительство русских в Эстонии не имеют.
Этот мандат, однако, имеет Русская школа Эстонии, полноценно его заработав. Однако вместо парламента и правительства эта организация ведет "диалог" в основном с полицией и Охранкой. Речь идет о масштабном преследовании активистов организации, что дает подлинную картину состояния "гражданского общества" в Эстонии. Латвию и Литву сейчас не затрагиваю, потому что речь об Эстонии, хотя там все то же самое, если не хуже.
Глава этой организации Мстислав Русаков, который одновременно является руководителем Левой партии (временно одним из двух), дал такую оценку этой парламентской чехарде: "Хорошего мало. Какая-то отсрочка, какие-то дети за это время успеют получить образование на родном языке, что уже неплохо. Вполне вероятно, что реформисты периодически будут этот вопрос поднимать, будут искать брешь в коалиционном договоре, чтобы кого-то на свою сторону перетащить”.
"Хорошего мало" – это еще и послание коллегам из Латвии, тем, которые слишком уж экзальтированно отнеслись к заголовкам. В Эстонии, мол, перемога. Хрен там!
Тему представительства без доверенности хотелось бы продолжить, потому что есть сюжет о барышне, которая выступает от имени… климата. И вежливое мнение по этому поводу.
Михаил Шрайбман: "Так получилось, что провел несколько дней в чужом городе, где у меня не было компьютера. Я включал ТВ и смотрел "Евроньюс". И вот что любопытно. Почти всякая новостная сводка там теперь не проходит без упоминания Греты Тунберг, 16-летней школьницы, "возглавляющей" движение по борьбе с климатическими изменениями.
Я вовсе не хочу сказать, что если человеку 16, он в принципе не может участвовать в политике. Артюр Рембо в этом возрасте написал Пьяный Корабль и участвовал в боях на стороне Парижской Коммуны (самоуправляющегося автономного Парижа, восставшего против французского государства и мечтавшего о том, чтобы фабриками и мастерскими управляли ассоциации трудовых коллективов). Рабочему-анархисту из Белостока Беньямину Фридману было 16, когда он стал (по оценке полиции) "одним из самых опасных боевиков" в Российской Империи в 1906 году и принял участие в ликвидации надзирателя гродненской тюрьмы Кохановского – человека, известного своими пытками над заключенными.
Но, во-первых, то была другая эпоха и люди взрослели раньше. Во-вторых, когда нам говорят, что 16-летний человек является лидером некоего движения с общемировыми перспективами, то это все же выглядит странно.
Видимо, на руку тем, кто все это затеял, сыграло то обстоятельство, что Грета Тунберг, как сейчас говорят, "нейроразнообразная", иными словами, она психически нездорова. Согласно данным англоязычной "Вики", у нее целый букет заболеваний: "Cиндром Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство и селективный мутизм". Опять же, люди – существа сложные, и если некоторые нездоровы, то это не значит, что им надо запретить заниматься политикой. Но в условиях, когда известный человек, имеющий влияние на общество, имеет серьезные проблемы с головой, есть повод насторожиться.
Возможно, выдвижение на передовые позиции в современном либеральном обществе психически нездоровой девушки должно было заставить расчувствоваться политкорректных европейцев.
Но главное – не это.
А главное то, что служба европейских новостей ежедневно упоминает Грету Тунберг, ее поездки по миру и борьбу против климатических изменений. Выглядит это очень своеобразно. Например, так: "Немцы все еще широко пользуются самолетами, несмотря на то, что Грета Тунберг призвала отказаться от полетов". Иными словами, данная девушка выступает в крупных СМИ в роли какого-то высшего морального авторитета.
Это означает, что в предприятие, которое называется "Грета Тунберг", вложены огромные деньги и за ним стоят серьезные интересы. Она каждый день в "Евроньюс". Это уже не оппозиция, а мейнстрим. За подобной кампанией, вероятно, стоят влиятельные люди: корпорации, выпускающие электромобили и альтернативные источники энергии, политики, лоббисты.
Когда ведущие СМИ пиарят конкретного человека до такой степени, что каждому его высказыванию придают космическое значение, то да, это проплачено. Подобные вещи не делаются в современном мире бесплатно. Возможно, Грету Тунберг смогут использовать для пиара непопулярных идей, например, новых налогов, невыгодных бедным людям (их заставят платить за глобальные проблемы, не ими созданные) наподобие "экологического налога" на бензин во Франции (отмены которого добились "желтые жилеты")".
Теперь о печальном. В четверг исполнилось бы 45 лет Оксане Бекериене. Солнышком поцелованной. Умнице и красавице. Ее наверняка поздравил бы Альгирдас Палецкис, даже из СИЗО. И письмо дошло бы, как дошло его письмо Татьяне Жданок, в котором он пишет: "Хотел бы, чтобы вы и дальше доносили правду о моем "деле". А она проста: это месть за то, что я интересовался делом 13 января (1991 года) и дальше им интересуюсь. И за мое общение с русскими. Все. Если 13 января – табу, то пусть это объявят. Если русские – прокаженные, – пусть тоже это объявят".
(Не)кстати, в Сейме Литвы пошли разговоры о том, чтобы отменить празднование в стране 1 мая. Время выбрано удачно – самый авторитетный левый политик, который наверняка бы этому воспротивился, сидит в СИЗО.
Александр Кузьмин пришел бы на день рождения Оксаны с подарком: "Сегодня исполнилось бы 45 лет Оксане Бекериене, руководителю Центра исследования и защиты основных прав (Вильнюс). К этому дню я подготовил небольшой сайт – базу данных о правах нацменьшинств в Литве".
Вячеслав Титов тоже наверняка бы поздравил Оксану. Несмотря на то, что на неделе у него было заседание в Клайпедском окружном суде по его уголовному делу. "Я признаю законы Литовской Республики, но, как политик русского происхождения, хочу оставаться другом России. Я хочу, чтобы Литва дружила с Россией", – сказал Титов, подчеркнув, что ему очень жаль, что из-за того, что Литва и Россия не могут прийти к компромиссу или единому мнению по оценке исторической роли Раманаускаса-Ванагаса, ему приходится брать удар на себя и быть мальчиком для битья. Реплика о том, что он заинтересован в том, чтобы "Литва дружила с Россией", была встречена аплодисментами присутствовавших в зале суда, пришедших поддержать политика.
Теперь дальше. Помните, я посылал канцлеру юстиции заявление по поводу милитаризации законодательства Эстонии? На неделе получил отписку на одной страничке. Процитировать оттуда – нечего. Канцлера юстиции Юлле Мадизе я до этого не беспокоил и не буду беспокоить своими заявлениями впредь. Если ее канцелярия закроется, этого никто не заметит. Но закрывать ее нельзя – "гарант" все-таки…
Сама же тема милитаризации Прибалтики, на фоне которой тема милитаризации законодательства – вторична, – никуда не делась. Юрий Зверев и Николай Межевич от имени Российской ассоциации прибалтийских исследований представили доклад "Безопасность в Восточной Балтике", в котором сделали доказательный вывод о том, что здесь готовится театр военных действий. Доклад настоятельно рекомендую к самостоятельному изучению – цитировать его здесь пришлось бы долго. И да – в Эстонии очередные учения.
Так как начало сезона – бойкое, то все, о чем хотелось бы рассказать, в выпуск, разумеется, не вошло. Так, например, украинский президент Владимир Зеленский поблагодарил Эстонию за… непризнание российских паспортов жителей Донбасса. Но за этой анекдотичной новостью прячутся куда более серьезные проблемы, а именно начавшееся недовольство наплывом украинцев в Прибалтике. Причин для этого – много.
И боязнь того, что глотнувшие гидности украинцы привезут сюда "майдан", и оторопь от речей бизнесмена Олега Осиновского, который сказал: "Не хотите, как украинцы, работать за 600 евро? Переезжайте в Валга! Мы постоянно набираем там сварщиков и слесарей. Не найти людей! Поэтому хватит лежать на диване и курить бамбук!", и многое другое. В частности, лечение за наш счет "воинов света", а также неожиданные признания нацистов в том, что местные русские им роднее украинцев. Одного этого хватило бы на отдельный выпуск…
Свободу Юрию Мелю, Альгирдасу Палецкису, Олегу Бураку, Константину Никулину!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.