"Если хочется, то можно": Евросоюз слишком легко переступает через свои принципы

© AFP 2022/ FRANCOIS WALSCHAERTS

Вместо того чтобы способствовать прекращению военных действий на Украине, Брюссель помогает сделать их более кровавыми.

Военно-промышленные корпорации стран Евросоюза значительно повысят свои прибыли, получив новые заказы на вооружения и амуницию, которые должны будут восполнить те, что отправляются на Украину по прямому распоряжению Брюсселя.

Вопреки декларируемому принципу приверженности миру и строгим запретам на использование общеевропейских фондов для закупки вооружений и на их поставки воюющим странам, Евросоюз впервые в своей истории приобретает оружие и отправляет его в "горячую точку".

Некоторые европейские обозреватели считают, что особую роль при принятии беспрецедентного решения Евросоюза сыграла речь президента Украины Зеленского, выступившего перед срочно собранными для обсуждения военно-политического кризиса глав государств и правительств стран альянса.

"Это было невероятно эмоциональное вмешательство", – цитируют некоторые издания неназванного высокопоставленного чиновника Евросоюза, наблюдавшего за презентацией украинского президента. – "Это было невероятно профессионально, но я думаю, что президенту Зеленскому удалось установить эмоциональную связь с лидерами, проникшимися ужасной ситуацией, в которой оказалась его страна".

Теперь очевидно, что те же европейские издания, что сейчас цитируют украинского президента, совершенно зря в прошлом иронизировали по поводу избрания на пост главы страны актера юмористического жанра.

Актерский талант Зеленскому очень пригодился. Начав со слов о том, что присутствующие скорее всего видят его живым в последний раз и упомянув о детях, он дальнейшее свое выступление построил таким образом, что добился максимального результата.

"Он говорил о том, что был мишенью номер один для России, и что, по его мнению, это может быть последний раз, когда он сможет лично поговорить со многими лидерами", – сказал изданию Politico некий безымянный чиновник. – "Он говорил об угрозе, с которой столкнулась его собственная семья. И я думаю, он смог увлечь слушателей. И, по моему скромному мнению, это был исторический момент. Это был решающий момент, который, я думаю, укрепил решимость лидеров оставаться едиными".

Вполне возможно, что безымянный зритель, поделившийся своим мнением о способностях Зеленского, был прав. Но более вероятно, что европейские лидеры уже были готовы к тому, чтобы одобрить и беспрецедентное нарушение издавна декларируемого принципа "не подливай масла в огонь" вооруженных конфликтов.

Не "переломный момент", а опасная ошибка

Многие, хотя и не все, государства Евросоюза взялись снабжать Украину вооружениями, чтобы та могла "противостоять агрессии России". Например, Ирландия не отступилась от принципов и оружие в зоны конфликтов как не поставляла, так и не будет поставлять.

Евросоюз как институт общеевропейской наднациональной власти на протяжении всех лет своего существования никому оружия не поставлял и даже при желании сделать этого не мог, поскольку его законодательство запрещает тратить средства общеевропейских фондов на закупки и поставки вооружений. Но как гласит один старый афоризм: "если нельзя, но очень хочется, то можно".

Реализовать свое "историческое" решение Брюссель сможет благодаря недавно созданному фонду "Европейский механизм мира" (придется, наверное, теперь переименовывать), в уставе которого говорится о возможности "финансировать военные и оборонные аспекты операций по поддержанию мира".

Бюджет фонда составляет в общей сложности 5 миллиардов евро, но в течение года его устав позволяет потратить около 500 миллионов. Именно столько и было решено выделить на закупку и поставку вооружений украинской армии на экстренной видеоконференции министров иностранных дел стран альянса 27 февраля.

Передавать Украине планируется, вероятнее всего, уже лежащее на складах в разных странах оружие, но упомянутым выше европейским производителям вооружений, конечно, немало перепадет, поскольку владельцы передаваемого хозяйства непременно захотят пополнить свои запасы.

"Впервые в истории Евросоюз будет финансировать закупку и доставку оружия и другого оборудования в страну, которая подвергается нападению", – заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. – "Это переломный момент".

"Нарушено еще одно табу, – сказал глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель. – "Табу, гласившее, что ЕС не поставляет оружие на войну, да, мы это делаем. <...> Эта война требует нашего участия, чтобы поддержать украинскую армию".

По словам Борреля, альянс согласился "предоставить оружие – смертоносное оружие, смертоносную помощь – украинской армии на сумму 450 миллионов евро и еще 50 миллионов евро на нелетальные поставки – топливо и средства защиты".

Отказать в оружии и призвать прекратить сопротивление

Что ж, такое долго не забывается. Евросоюз уже никогда не будет прежним, и больше никогда не сможет назвать себя принципиальным противником войны.

Можно долго и убедительно спорить о причинах происходящей на Украине трагедии, обвинять Москву или Киев, но любой нормальный человек согласится с тем, что главное сейчас как можно скорее прекратить военные действия, чтобы погибло как можно меньше людей, и солдат, и нонкомбатантов.

И многие согласятся с тем, что для Киева наиболее разумным и гуманным способом прекратить бои и смерти было бы объявление капитуляции.

Возможно, исторические примеры малых стран Европы, в течение нескольких дней или даже часов складывавших оружие перед намного более сильным противником, покажутся не очень корректными, если учитывать время и обстоятельства, но все же ими имеет смысл воспользоваться.

Ни в США, ни в Евросоюзе практически никто из политиков и профессиональных военных не сомневается, что Россия намного сильнее Украины.

В недавнем прошлом западные военные эксперты отводили Киеву всего несколько дней на случай вооруженного конфликта с Россией и исходили при этом из привычных правил логики и принципа гуманизма, то есть из того, что в безнадежной ситуации руководство страны и командование должно сделать все, чтобы сохранить жизни солдат и мирного населения, чтобы снизить материальные потери.

Капитуляция в современном мире не означает позор и гибель. И кому как не Евросоюзу об этом знать. Сколько раз в своей истории страны Европы умело превращали собственные поражения в победы (или в их видимость) за столами дипломатических переговоров.

Но вместо того, чтобы, отказав Украине в летальных вооружениях, призвать ее сдаться, Брюссель поощряет продолжение военных действий, словно бы добиваясь того, чтобы украинцы и русские как можно дольше убивали друг друга.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.