Политики стран Балтии не изменяют своим привычкам. Благодаря их усилиям уходящий год запомнится, в том числе, и очередным витком войны за историческую правду. В 2020 году, пожалуй, было все: и обвинение в искажении истории в адрес России, и попытки испортить 75-летнюю годовщину победы над нацизмом, и издевательства над советскими памятниками.
Однако пока в Латвии, Литве и Эстонии наперегонки соревновались в формулировках обвинений и введении очередных запретов, связанных с памятью Победы в Великой Отечественной войне, в России направили все силы на изучение архивов и расследование обстоятельств гибели тысячи мирных советских граждан.
Рассекреченные документы о "советской оккупации"
Одним из важных событий уходящего года стало введение в научный оборот фондом "Историческая память" новых документов о политической обстановке в Латвии, Литве и Эстонии в период с августа 1939 года по август 1940 года, содержание которых ставит под сомнение утверждение официальных властей стран Балтии о "советской оккупации".
Из документов становится ясно, что сначала советское руководство требовало от правительств стран Балтии четкого соблюдения положений договоров о взаимопомощи, заключенных в 1939 году.
Однако балтийские власти соглашения с СССР игнорировали, а литовский президент Антанас Сметона и вовсе вел переговоры о возможности установления над республикой германского протектората.
Стремительная победа германских войск на Западе поставила СССР в ситуацию, когда нужно было быстро решать, как укрепить страну и свои позиции в странах Балтии. Из всех возможных вариантов был выбран вариант присоединения Латвии, Литвы и Эстонии к Союзу. К слову, разработал его отставной латвийский генерал Роберт Клявиньш.
Установленные тесные связи литовских спецслужб с нацистами
Сотрудничество Литвы с нацистской Германией подтверждается информацией, собранной в сборнике "Документы открывают двери тайны".
В протоколе допросов НКВД арестованного начальника Департамента госбезопасности республики (ДГБ) Аугустинаса Повилайтиса содержатся показания на литовском языке, которые свидетельствуют о тайной встрече руководства Главного управления имперской безопасности (РСХА) и ДГБ в Берлине в феврале 1940 года. В рамках переговоров активно зондировался вопрос о передаче Литвы под протекторат Третьего Рейха:
"Я изложил директору [РСХА Вернеру] Бесту те тезисы, которые я получил от полковника Жукайтиса от имени президента Сметоны и заявил, что они лично от президента Сметоны, а не от правительства… Д-р Бест упомянул, что вопрос протектората может решиться уже в этом году, самое позднее к 1 сентября. Из слов д-ра Беста я понял, что вопрос протектората может решиться и раньше, чем закончится война на Западном фронте".
В показаниях Повилайтиса также говорится, что спецслужбы Литвы подписали с нацистской Германией тайное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого осуществлялась, в том числе, совместная разведывательная деятельность против СССР.
Найденный след эстонских карателей
В октябре завершились археологические раскопки на месте концентрационного лагеря Моглино в Псковской области. Были обнаружены останки 188 человек. Однако, по данным Следственного комитета (СК) России, за годы оккупации от рук нацистов в этом месте погибли три тысячи советских мирных жителей.
Сам концлагерь был создан эстонскими коллаборационистами. Они содержали в лагере как военных, так и мирных граждан.
Причем стать узником Моглино мог любой человек – для этого было достаточно проявить сочувствие к советской власти, быть евреем или цыганом или же в целом не понравиться эстонскому карателю.
Приговор в отношении нескольких охранников концлагеря, уроженцев Эстонии, вынесли еще в 1967 году, однако часть виновных тогда найти не удалось.
В 2020 году по результатам раскопок Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье о геноциде.
Осужденные злодеяния латышских коллаборационистов
В конце октября Солецкий районный суд Новгородской области признал геноцидом массовые убийства нацистами мирных жителей деревни Жестяная Горка в годы Второй мировой войны. Подобное решение в истории российского судопроизводства было принято впервые.
В период с 1942 по 1943 год каратели истребляли советских граждан разных национальностей, пола и возраста рядом с деревнями Жестяная горка и Черное. В результате этих акций погибли как минимум 3700 человек. В 2019 году поисковая экспедиция "Долина" нашла еще одно захоронение, где находились останки 42 человек, в том числе трех детей и беременной женщины.
В состав команды карателей вошли двадцать латышских коллаборационистов. Один из них Янис Цурулис прославился тем, что закалывал своих жертв ножом. После расправ над населением Жестяной Горки Цурулис был переведен в латышский легион СС, а по окончании войны стал одним из учредителей и активистов организации ветеранов СС "Ястребы Даугавы".
Созданное подразделение Следственного комитета
В сентябре глава СК России Александр Бастрыкин сообщил о создании нового ведомства, которое займется расследованием преступлений времен Второй мировой войны, а также будет предотвращать попытки исказить исторические факты.
"Работа Следственного комитета по расследованию уголовных дел по реабилитации нацизма на фоне постоянных попыток переписать историю сегодня особенно важна. Желание отдельных лиц исказить сегодня итоги Второй мировой войны и героизировать военных преступников должно активно и совместно пресекаться", – добавила официальный представитель СК Светлана Петренко.
Вместо заключения
За тридцать лет независимости в Латвии, Литве и Эстонии сформировалась своя, новая история. В ней нет места подвигам солдат Красной армии, благодаря которым завершилась самая кровопролитная война в истории человечества. В ней нет места памятникам освободителям и советским могилам. В ней также нет места осуждению коллаборационистов, которые встали в один ряд с нацистами и были причастны к гибели мирного населения.
Зато в новой истории балтийских республик есть место обвинениям в адрес России, есть место героизации нацистских пособников и проведению маршей в честь легионеров Ваффен СС. Нашлось также место для многочисленных запретов, касающихся Великой Отечественной войны.
Впрочем, документальным подтверждением обновленная позиция официальных Риги, Вильнюса и Таллина в большинстве своем не сопровождается. Но для отстаивания своей точки зрения нужны доказательства. Сейчас их сбором активно занимается Россия. Прибалтика – нет. За кем в результате останется историческая правда, покажет время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.