В недавнем интервью для издания Die Welt генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подчеркнул, что сегодня основная военная угроза якобы исходит от России, а, значит, союзникам стоит активнее пополнять общий оборонный бюджет. По мнению Столтенберга, пандемия COVID-19 и экономические сложности не должны помешать им выполнять свои обязательства.
Наши заокеанские друзья
Журналисты немецкого журнала Die Welt взяли интервью у генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. В ходе беседы Столтенберг рассказал о вызовах, как стоявших перед альянсом до пандемии, так и вызванных вспышкой коронавируса. По его мнению, угрозы безопасности союзникам сохраняются, и блок должен быть в состоянии оперативно на них реагировать.
5 июня появилась информация о том, что президент США Дональд Трамп решил сократить численность американских войск, размещенных в Германии – более, чем на четверть. Это вызвало обеспокоенность по обе стороны океана. Так, глава комитета по иностранным делам бундестага Норберт Реттген поспешил заявить, что "в Германии рады американским солдатам, их размещение крайне важно для координации международного военного присутствия США".
В разговоре с Die Welt Йенс Столтенберг заверил, что "военное присутствие американцев в Европе во все прошедшие десятилетия соответствовало актуальной ситуации". Не комментируя конкретные детали, генеральный секретарь альянса подчеркнул роль НАТО в обеспечении европейской безопасности. По его словам, "американцы взяли на себя руководство частями НАТО в Польше, обеспечили присутствие в Румынии и Норвегии, участвуют в ротации частей альянса в Прибалтике и размещают корабли, оснащенные системами противоракетной обороны, в Испании".
Как уточнил Столтенберг, "американцы проводят в Европе больше учений и в большей степени представлены в воздухе и на море. Тем самым они вносят решающий вклад в европейскую безопасность". Действительно, сегодня можно говорить о присутствии американских сил и сил союзников вдоль российской границы от Арктики до Черного моря, на суше, в море и в воздушном пространстве – и не факт, что с исключительно мирными целями. Присутствие и многочисленные учения войск альянса, в том числе и американских подразделений, горячо поддерживаются прибалтийскими странами и Польшей, но вызывают понятную озабоченность у России.
Русский медведь
По мнению Столтенберга, недопустимо сокращать любой вклад стран в обеспечение общей безопасности, особенно на фоне военной угрозы, якобы исходящей как раз от России. Он полагает, что Москва продолжает модернизировать свои вооруженные силы, наращивая военные расходы. Цитируя его, Die Welt пишет о "российских ракетах", способных поразить любую цель в Европе – их "трудно обнаружить, время предупреждения об их приближении очень короткое".
Представитель НАТО подчеркивает, что эти вооружения (такие как ракеты 9М729) "нарушают договор о ракетах средней дальности и стали причиной денонсации этого договора, который имел исключительное значение для безопасности Европы". Его точка зрения в корне противоречит мнению Москвы, которая отвергает любые обвинения о нарушении Договора о РСМД и отмечает, что ракеты 9М729 не относятся к классу ракет средней и малой дальности.
Любое укрепление Россией своей боеспособности всегда вызывает шквал критики альянса. "Россия проявляет активность в Арктике, усиливает свое присутствие в бассейне Средиземного моря, ее войска стоят непосредственно у внешних границ НАТО. Поэтому нам придется и в будущем вкладывать деньги в устрашение и оборону", – заявил в интервью Йенс Столтенберг. Упоминание "устрашения" весьма красноречиво – под прикрытием "угрозы с Востока" НАТО набирается сил, и речь здесь идет об активной деятельности альянса, который уже не скрывает свои цели.
Кроме того, господин генеральный секретарь напомнил, что якобы "имели место многочисленные попытки распространения дезинформации с целью посеять раздор среди стран – членов блока". Якобы "из России поступали леденящие кровь сообщения, согласно которым войска НАТО в прибалтийских государствах массово инфицированы коронавирусом, это чистая ложь". Такие слова со стороны альянса Москва слышит – и опровергает – уже не в первый раз. Еще в мае официальный представитель МИД Мария Захарова писала в Facebook: "То, что дан старт дезинформационной кампании в отношении России в контексте пандемии, все уже поняли".
Деньги, деньги, деньги
За всеми этими словами основной посыл господина генерального секретаря прост: странам НАТО нужно инвестировать в оборону. Он ожидает, что союзники продолжат увеличивать расходы на оборону до 2% ВВП – именно такое обязательство было принято ими на саммите НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года. Подразумевалось, что результат будет получен через десять лет. Однако пандемия COVID-19 может нарушить планы альянса – возможно, члены блока пересмотрят структуру своих расходов в пользу социальных трат.
В таких условиях получить финансирование будет непросто.
Да, Столтенберг регулярно призывает союзников тратиться больше, да, их нещадно критикует глава Белого дома Дональд Трамп за недостаточные расходы на коллективную оборону. Но поведение американского президента, равно как и многочисленные проблемы альянса в прошлом году, не прибавляют многим союзникам решимости.
Сложно объяснить избирателям, почему после пандемии они должны оплачивать военные амбиции, а не получать поддержку от государства за трудности, связанные с пандемией коронавируса.
Неудивительно, что для пополнения бюджета альянсу нужно универсальное "пугало". В таких обстоятельствах генсеку НАТО приходится не только уповать на "трансатлантическую солидарность", но и рассказывать, что "угрозы и вызовы в сфере безопасности, имевшиеся до кризиса, во время пандемии не уменьшились, а наоборот, увеличились".
Для руководства НАТО не столь важно, действительно ли Москва бросает НАТО вызов, распространяет ли дезинформацию или нарушает соглашения – нужно убедить союзников, что Россия представляет "серьезную угрозу" для безопасности Запада. Вряд ли это снизит напряженность в Европе, но "дымовая завеса" этой риторики поможет поддерживать градус общественного внимания, "выбивать" взносы от участников блока и камуфлировать усиление присутствия альянса в странах Восточной Европы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.