Презентации свежего ежегодника Департамента Полиции безопасности Эстонии (КаПо), в котором по традиции перечислены "враги" эстонского государства на текущий момент, не помешала ни пандемия коронавируса, ни объявленное в связи с ней в республике чрезвычайное положение.
Обсуждение ежегодника КаПо уже давно превратилось в Эстонии в своеобразное шоу, в котором главные СМИ из мейнстрима тщательно "прорабатывают" каждого из упомянутых службистами "врагов", а сами попавшие в список "неблагонадежных" всеми силами пытаются сделать на этом собственный политический пиар. Пожалуй, больше всего за последние годы преуспели в последнем депутат Европарламента Яна Тоом и мэр Таллина Михаил Кылварт. Оба политика были названы когда-то в ежегодниках КаПо "врагами", и оба сделали на этом блестящую политическую карьеру.
Без рекламы
Вероятно, именно это обстоятельство заставило составителей ежегодников внести в свои "чисто публицистические" труды (так их когда-то охарактеризовали сами представители КаПо, объясняя журналистам, почему по приведенным в ежегодниках фактам почти никогда не заводятся уголовные дела) некоторые коррективы, сосредоточившись лишь на тех фигурах или организациях, которые по ряду причин не смогут или не захотят подать на КаПо в суд за клевету, либо не используют ежегодник для личного политического пиара.
К аналогичному выводу приходит и бывший советник Госканцелярии по стратегической коммуникации Ильмар Рааг.
"Однако у разведывательных органов коммуникации этика находится на высоком уровне, поэтому каждое заявление должно иметь под собой доказательную базу, чтобы не позволить впоследствии получать обвинения во лжи", – отметил Рааг в интервью порталу Tribuna.ee, отвечая на вопрос о том, почему в нынешний ежегодник КаПо практически не вошло новых "враждебных" имен из русскоязычной диаспоры Эстонии.
В этом году ежегодник КаПо получился совсем уж осторожным, так как не назвал ни одного нового имени "врагов" среди представителей русской общины Эстонии, но зато подробно пересказал все традиционные "пугалки" и идеологические клише, которые накопились за все годы, прошедшие с момента провозглашения независимости в 1991 году. Отчасти это можно объяснить также тем, что данный ежегодник был подан как юбилейный – к столетию эстонских спецслужб.
Знакомые "враги"
Но почти все старые "враги", упоминавшиеся из года в год, были все-таки названы. Например, возглавляемый правозащитником Алексеем Семеновым Центр информации по правам человека, который КаПо назвала "самым успешным" проектом "влияния" России, направленным против Эстонии. С очевидной горечью КаПо констатирует, что "правозащитная тематика открыла международные финансовые краны, что в свою очередь легитимизировало деятельность центра и очерняющие Эстонию обвинения в нарушении прав человека".
Авторы ежегодника отмечают, что "для международной общественности национальные меньшинства Эстонии должны были ассоциироваться с русскими. Таким образом пытались создать единое русскоязычное суперменьшинство, для которых единой мерой положения с правами человека было бы сохранение привилегий оккупационного времени. Частично это удалось сделать, но не окончательно и не бесповоротно".
Понятно, что правозащитная деятельность и тем более ее признание со стороны международных организаций сильно не нравятся бойцам невидимого фронта, десятилетиями твердящим мантры про "угрозу" всего, что связано с Россией и эстонскими русскими.
Тем более, если это подкрепляется правовыми решениями в пользу клиентов центра Семенова или "неприятными" для национально-ушибленных эстонских политиков рекомендациями авторитетных международных институтов. Но сделать КаПо тут ничего не может. Остается лишь сетовать в своих ежегодниках.
На кого работает Министерство образования Эстонии?
Впрочем, если свежих недружественных персон назвать поименно КаПо в этом году не решилась, то в общем плане новые группы потенциальных врагов были ясно определены. Если в прошлом году ими были те, кто посещали проводимые в России научные и общественные конференции, то в этом потенциальную угрозу увидели в выпускниках российских вузов.
"У Кремля в Эстонии теперь две целевые группы: русскоговорящие школьники и их учителя, а также выпускники российских университетов. Педагогам предлагают дополнительное обучение, ученикам – использовать учебную среду и зовут продолжить свой образовательный путь в России. В планах Кремля расширить сферу влияния на людей, которые когда-то выпустились из российских университетов. Например, пытаются объединить проживающих в Эстонии выпускников Московского государственного института международных отношений (МГИМО) и ряда других университетов", – отмечается в ежегоднике.
Честно говоря, даже комментировать подобное странно, ведь если следовать логике КаПо, то все обучающиеся, например, в Тартуском университете граждане РФ заведомо должны становиться подозрительными и даже враждебными по отношению к России. Да и вообще тогда уж никакого культурного или образовательного сотрудничества с Россией быть не должно. Интересно, а Министерство образования и науки Эстонии, по собственной инициативе в прошлом году договорившееся об обучении логопедов в Санкт-Петербурге, тоже теперь можно считать инструментом влияния России?
Исторические битвы и Китай
"Врагами" авторы ежегодника также считают тех, кто готовится отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, а также сомневается в эстонской трактовке пакта Молотова –Риббентропа, напоминая о том, что аналогичные пакты с Германией заключили до того также Великобритания, Франция, Дания, Латвия, Литва и Эстония.
Наряду с перечислением опасностей, Полиция безопасности с удовлетворением констатирует, что из-за международных санкций в действиях России по распространению своего влияния в Эстонии наблюдается "отсутствие как идей, так и ресурсов", а потому борьба с ним становится все успешней.
Вслед за коллегами из Департамента внешней разведки, которые представили свой ежегодник пару месяцев назад, КаПо отныне видит угрозу наряду с Россией в Китае.
Негативная реакция, последовавшая со стороны китайского посольства, видимо, впечатления не произвела. Теперь остается лишь наблюдать, окажется ли Китай столь же терпелив к ежегодному шельмованию, как Россия.
Упоминаются в ежегоднике и некоторые другие темы, но в целом его авторы вполне могут поставить для себя очередную галочку – схема отыграна, главный враг не изменился, союзники довольны. Значит можно браться за составление следующего ежегодника по знакомым лекалам. А налогоплательщики вновь безропотно эту "публицистику" оплатят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.