Генератор санкций против России: Европа готовит аналог Акта Магнитского

© РИА Новости

ЕС решился на создание специального закона, который позволит вводить ограничительные меры против конкретных лиц за эфемерное и не совсем понятное с юридической точки зрения "нарушение прав человека". Стоит ли Москве этого бояться?

В Евросоюзе готовят аналог американского "закона Магнитского". Решение о создании такого Акта было принято на недавнем заседании министров иностранных дел ЕС.

Как заявил верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, права человека являются "четким приоритетом для Европейского союза". Уже известно, что именно его ведомство будет заниматься разработкой нового механизма.

Против кого направлен закон и зачем?

Новый европейский механизм по защите прав человека будет аналогом американского Акта Магнитского – документа, названного в честь погибшего российского аудитора Сергея Магнитского в 2012 году. В США тогда заявили, что некоторые должностные лица в России были якобы причастны к его гибели, а значит, против них нужно ввести персональные санкции, что и было сделано с помощью особого закона.

В 2012 году под действие этих ограничительных мер попало сразу 50 российских чиновников, а чуть позже и просто граждан страны. Теперь Акт Магнитского позволяет Вашингтону де-юре регулярно пополнять "черный список" российскими гражданами.

Теперь Евросоюз, похоже, "созрел" для внедрения такого же правового механизма. Кстати, разговоры об этом идут уже давно. Еще в начале 2019 года Европарламент принял резолюцию с призывом к странам-участницам перенять американский опыт.

Некоторые европейские страны даже не стали дожидаться всеобщего решения. Они приняли специальные правовые акты в индивидуальном порядке. Нетрудно догадаться, что среди них оказались самые ярые любители антироссийской повестки – Великобритания, Литва, Эстония и Латвия.

Как отметили в Европарламенте, главная особенность будущего правового механизма – санкции будут вводить не против целой страны, а выборочно в отношении отдельных лиц.

Юридический нонсенс

Как отметил в комментарии для Baltnews старший управляющий партнер юридической компании PG Петр Гусятников, "закон Магнитского", именно тот, который изначально принят США, был политическим актом, а не юридическим. Поводом для его принятия послужило якобы убийство Магнитского, который то ли адвокат, то ли юрист, правда, потом выяснилось, что он вообще аудитор, который вместе с Уильямом Браудером (американский бизнесмен) непонятно чем занимался.

"Инициатива Евросоюза – это в юридическом поле нонсенс. Но каким бы противоречивым он ни был, в международном праве его в одностороннем порядке все равно "протолкнут". С частным правом так бы не вышло", – объясняет эксперт.

Скажем, если у нас два частных лица или две организации заключают договор, то они могут предусмотреть санкции за нарушение одной из сторон условий этого документа. В международном праве, конечно, все немного по-другому. Есть ряд различных договоров, конвенций ООН. Но эта область отрегулирована слабо, поэтому можно принимать любые санкции или законы, но при этом смысл уже утрачивается", – продолжил Гусятников.

Юрист также отметил, что если в частном праве одна сторона наказывает другую за несоблюдение договора, то случае с законом Магнитского или его европейским аналогом, санкции принимаются в отношении непонятно кого. Люди, которые "наказаны" Актом Магнитского, не убивали лично этого человека, но все равно виноваты.

Выходит, это уже политический шаг или даже акт устрашения в отношении Москвы. Если мы говорим о США, то их целью было, так или иначе, причинить вред экономике России. При этом ЕС, который частично лоялен Вашингтону, по сути, дублирует его действия.

На первый взгляд, может показаться, что Акт Магнитского – это уникальный прецедент. Однако, как уверяет Петр Гусятников, в реальности подобных ситуаций в юридическом поле, когда принимались санкции под видом нарушения прав человека, очень много. В период "холодной войны" это случалось довольно часто. Вспомнить хотя бы о "поправке Джексона – Вэника", которая ограничивала торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Сегодня ситуация не лучше.

"С точки зрения юридической, если у нас есть конкретное нарушение прав, то есть и соответствующее наказание. Но подчеркну, лица, которые попали в список Акта Магнисткого, никаких преступлений в отношении этого человека не совершали. Если лицо в чем-то виновно, то должен быть полноценный судебный процесс, предъявлены доказательства. А мы видим, как собирается политический орган – сенат США или Европарламент и принимает решение о наказании.

Увы, это не юриспруденция, это политика. Нет реального расследования, они просто расширяют список виновных по каким-то своим критериям.

Принцип экстерриториальности для Запада уже становится нормой в юридическом поле. Вспомнить хотя бы громкий скандал по поводу МТС в Узбекистане, когда американский окружной суд принимал решение, что компания вроде как манипулировала рынком. Европейский аналог Акта Магнитского, по сути, ничем не лучше.

Фактически это полный юридический нонсенс. Нельзя наказывать людей за абстрактные суждения о правах человека, причем в другой стране", – сделал вывод старший управляющий партнер юридической компании PG.

"Запасной патрон" Европы

Очевидно, что ЕС решил разработать альтернативу американского Акта Магнитского с какой-то конкретной целью. Очевидно, что механизм могут использовать против России, с которой у Брюсселя в последние годы крайне непростые отношения. Зачем?

В беседе с Baltnews политолог, политический технолог Василий Стоякин объяснил, что Евросоюз делает это просто на всякий случай.

"Даже немного странно, что этим занялись только сейчас, когда особой актуальности пока нет. Правда, она может появиться в будущем. Евросоюз, видимо, испытывает особую трудность для определения причин ведения ограничительных мер против России", – считает политолог.

По мнению Василия Стоякина, санкции для Брюсселя так же, как и для Вашингтона, стали одним из важных инструментов внешней политики. ЕС нужны поводы, ведь надо же чем-то оправдывать давление на Россию. Вот и появилось более простое решение – использовать инструмент в виде аналога Акта Магнитского.

"Представьте себе, что завтра будут выполнены минские договоренности. Придется ведь тогда снимать часть санкций с Москвы. И что тогда? Надо срочно будет придумать что-то новое. А вот вам и готовый инструмент – обвинили в нарушении прав человека, и дело сделано.

Мне кажется, что аналог акта Магнитского в Евросоюзе создается именно для "ядра" ЕС (Германия, Франция, пока еще Великобритания), а не "периферии" (Польша, Прибалтика и другие восточноевропейские государства). У Старой Европы хорошо развита бюрократия, она сможет ей очень умело пользоваться.

Прибалтика может и хотела бы воспользоваться такой новой "игрушкой", но ее в Евросоюзе воспринимают, как хорошего выдумщика, а не исполнителя. Антироссийская повестка для стран Балтии не сильно нуждается в альтернативе Акта Магнитского. Санкции со стороны Эстонии, Литвы и Латвии все равно ничтожны для России", – считает политический технолог.

Василий Стоякин уверен, что России к подобного рода проявлениям великодержавного шовинизма нужно относиться как к стихийному бедствию. Повлиять на него вообще невозможно. Именно поэтому европейского аналога Акта Магнитского бояться Москве не стоит, ситуация на международной арене от этого драматически все равно не изменится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.