Прибалтийская стратегическая наступательная операция советских войск длилась с 14 сентября по 24 ноября 1944 года. В ее рамках, с 17 сентября по 26 сентября того же года, прошла Таллинская наступательная операция – операция по освобождению столицы Эстонии. Она была разработана и проведена под руководством молодого и талантливого советского маршала Леонида Александровича Говорова.
Освобождение города было приоритетной задачей для Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, так как Таллин был важнейшим портом, обладание которым давало как преимущества в Финском заливе, так и выход на оперативные просторы в дальнейшем.
После более чем полугода битвы за Нарву и Синимяэ советские войска Ленинградского фронта переориентировали основной удар и прорвали фронт на линии обороны южнее Чудского озера. Благодаря этому они уже в августе освободили город Тарту.
Параллельно развитию удара и освобождению южной Эстонии, началось движение на север – в сторону эстонской столицы. Одной из целей было не просто быстрое продвижение к Таллину, а расчленение немецкой группировки в Эстонии, таким образом, отрезая ей путь отступления к Риге, с последующим уничтожением окруженных группировок противника по отдельности.
Накануне советского наступления (17 сентября), еще 16 сентября 1944 года, началась операция по эвакуации группировки противника из Эстонии. Таллин играл в этом важную роль как главный порт, через который выводились основные силы. Немецкий фронт сокращался как шагреневая кожа, поэтому, несмотря на локальные неудачи, противник лишь ожесточал сопротивление, оставляя группы прикрытия.
С тартуского направления наступали части 2-й Ударной армии Ленинградского фронта и в ее составе переброшенный из-под Нарвы 8-й Эстонский стрелковый корпус (под командованием генерал-лейтенанта Лембита Пэрна).
Части 2-й Ударной армии, двигаясь вдоль Чудского озера, встречали на своем пути сопротивление частей арьергарда противника, львиная доля которых составили другие эстонцы – из частей СС, вермахта, различных вспомогательных подразделений, а также бывших военнослужащих 200-го пехотного полка финской армии, состоявшего из эстонцев, не пожелавших уйти обратно в Финляндию после Московского перемирия.
Фактически их оставили живым щитом, чтобы спасти немецкую группировку и позволить ей эвакуироваться. Дальнейшая судьба эстонских солдат в немецких мундирах нацистское командование не сильно волновало. С отчаянием обреченных они стремились остановить продвижение советских войск, но многие просто старались выбраться из "капкана" и уйти.
Из воспоминаний Героя Советского Союза Арнольда Константиновича Мери: "Мы наступали и днем и ночью, заходили глубоко в тыл к немцам, которые собирали силы, для того чтобы замедлить наше продвижение вперед. Например, на третий день нашего наступления был тяжелейший бой неподалеку от Йыгева, в Торбу, он продолжался примерно два с половиной часа. Немецкие части за это время были уничтожены".
2-я Ударная армия наносила удар в район Раквере, туда же ударяла 8-я Армия с нарвского направления, таким образом, части немецкой оперативной группы "Нарва" могли попасть в окружение. Противник начал спешное отступление, и фронт в районе Синимяэ был окончательно прорван, после чего советские части устремились к Раквере, где соединились. Тогда же, 20 сентября, части 8-й Армии освободили город.
Но после краткого отдыха войска устремились к столице Эстонии. На каждой боевой машине, танке или артиллерийском орудии было написано – "Вперед – на Таллин!", воины-эстонцы направились освобождать город, к которому они шли несколько лет, через сотни километров военных дорог и сражений.
21 сентября командующий Ленинградским фронтом маршал Леонид Говоров издал приказ направить войска 2-й Ударной армии на запад в обход Таллина, а части 8-й Армии – освобождать эстонскую столицу. Эстонский стрелковый корпус переходил в подчинение 8-й Армии.
В тот же день вблизи озера Поркуни произошел, пожалуй, самый ожесточенный и драматичный бой на пути к Таллину – в нем лицом к лицу столкнулись эстонцы с той и другой стороны. Это был встречный бой Эстонского корпуса против отступающих из под Синимяэ частей вермахта и частей 20-й эстонской дивизии СС – около 1500 человек. То есть это был такой бой, во время которого каждая из противоборствующих сторон действовала атакующе.
В ходе пятичасового кровопролитного сражения, колонна остатков немецких и эстонских коллаборационистских частей была разбита, а сами они были либо убиты, либо взяты в плен, либо в беспорядке рассеялись.
22 сентября к столице Эстонии с разных сторон двигалось несколько передовых соединений 8-го Эстонского стрелкового корпуса, 117-го стрелкового корпуса и группа из 152-й танковой бригады. Подразделениям, в том числе Эстонскому корпусу, была поставлена задача, не ввязываясь в бои, по возможности без потерь максимально быстро войти в город.
В течение ночи двигаясь по Тартускому шоссе, передовые отряды Эстонского корпуса под видом немецких частей прошли незамеченными. Они сумели пройти посты противника и без потерь войти в город. Войскам, наступавшим по Нарвскому шоссе, не удалось избежать боестолкновений, но они спешно подобрав раненых и убитых, все-таки сумели войти в город фактически одновременно с другими советскими подразделениями.
Утром в 11:30 практически одновременно передовые группы вошли в Таллин, на башне Длинный Герман, был поднят красный флаг. Противник, не ожидая советских частей, продолжал эвакуацию, спешно осуществляя погрузку на корабли.
Вспоминая этот эпизод, Арнольд Константинович Мери рассказывал в интервью: "Когда мы вошли в Таллин, в порту еще продолжалась погрузка немецких воинских частей. Потом наши танки обстреливали отходящие корабли – ну а те отвечали огнем своей артиллерии. В самом городе немцев уже не было, но они еще были на западных окраинах, где была слышна стрельба".
Советские части, преодолевая небольшие очаги сопротивления, к вечеру того же дня полностью очистили город от врага. Погибшие на пути к Таллину, советские воины были захоронены на холме Тынисмяги, где уже тогда появился первый обелиск, на месте которого позднее и появился известный всем монумент.
Таллинская наступательная операция прошла успешно и стремительно, нарушив немецкие планы по планомерному отводу значительного числа войск к Риге. Успех операции был обусловлен грамотным взаимодействием сухопутных сил Ленинградского фронта и Балтийского флота, который поддерживал наступающих с моря, а также авиации, осуществлявшей удары по тылам противника. Столица Эстонии была освобождена, но с освобождением города, война ни для Эстонского стрелкового корпуса, ни для других частей Ленинградского фронта еще не закончилась. Впереди еще были фронтовые дороги, потери и долгожданная Победа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.