Эстония – на грани. Чем не довольны эстоноземельцы

© Sputnik / Табылды Кадырбеков

Ухудшение экономических условий, колоссальные деньги для украинских беженцев, минимальные бонусы эстоноземельцам – все это вместе выливается в претензии к властям.

На этой неделе было немало новостей, которые не могут радовать эстоноземельцев, понимающих, что экономическое положение в стране, как и во всей Европе, ухудшается. Однако политики, стремясь представить это ухудшение как объективный процесс, не связанный с их решениями, стараются убеждать в такой объективности народонаселение.

Вот и спикер эстонского парламента Юри Ратас постарался, опубликовав на своей странице в социальной сети рассуждения о том, как Эстония восстанавливается после пандемии, однако процесс восстановления сопровождается более высокими расходами на электроэнергию, трудностями с поставками и инфляцией. По словам Ратаса, "вторжение России на Украину кардинально изменило нынешние базовые принципы Эстонии и поставило новые вызовы".

"Сейчас мы столкнулись с угрозой рецессии и самой быстрой инфляции за последние 26 лет. С помощью бюджетной политики мы должны суметь уменьшить негативные последствия войны для нашего народа и бизнеса. Правда, никак нельзя контролировать цены на импорт, но решительными мерами мы можем защитить реальные доходы людей, особенно тех, кого больше всего пострадал от роста цен на энергоресурсы и продукты питания", – написал Юри Ратас.

Порассуждав о том, что есть необходимые для жизни траты, от которых невозможно отказаться, Ратас заключил свое послание народу: "Цель Центристской партии ясна – необходимо продолжать работу по снижению социального расслоения и борьбе с инфляцией. Дискуссии о том, как лучше всего поддержать наш народ в свете роста стоимости жилья, продуктов питания и топлива, должны быть серьезными, глубокими и ищущими решения. Мы должны следить за тем, чтобы не забыть ни одного эстонца и стоять за средства к существованию всех людей. Будь то одинокая пенсионерка, мать-одиночка, живущая на грани бедности, работник среднего класса или представитель малого бизнеса".

Естественно, множество эстоноземельцев откликнулись на посыл главы Центристской партии и спикера Рийгикогу. Но откликнулись многие явно не так, как ожидал Юри Ратас.

Налоги, счета, пенсии, пособия

Так, Раймо Пагиль написал в комментариях, что одним из решений, которое немного помогло бы, могло стать снижение налога с оборона на продукты до 10% или даже ниже. То же касается и топлива – акции на него можно было бы понизить. Мужчина напомнил, что в соседней Латвии понижение налогов уже давно использовали для содействия населению: "Богатая Норвегия тоже не берет больше 12 процентов от еды, другие товары – 25".

Керсти Аасметс написала, что "в Финляндии 2008 году, во время экономического кризиса, НДС на продукты питания снизили до 9%, и так оно и осталось": "У нас 20%, и обязательно надо снижать и не только на хлеб и молоко. Более высокие налоги должны быть только на алкоголь и табак".

Даниэль Кютт, явно с возмущением, напомнил, что власти обещали весной стабилизации цены на электроэнергию, а на деле текущая цена в Эстонии составляет 29,13 евро/кВт, в то же время в Финляндии цена – 11,20 евро/кВт: "Меня интересует одна вещь. Когда эта ложь прекратится? Издевательство над народом. Это сказки, в которые никто не верит. В данный момент народ видит, что правительство и парламент думают только о том, как еще поднять зарплату".

Василий Панов прокомментировал просто: "Пенсионеры получают 370 евро. Беженцы – 900!!! Молодцы!!! Супер!!!".

Возмущенные жители Эстонии, независимо от национальности, оставили множество посланий Юри Ратасу, а в его лице – всей эстонской власти. Одни пользователи соцсети писали об окончании доверия Центристской партии, другие напоминали, что эстонские дети получают пособия от государства меньше, чем дети приехавших с тарную украинских беженцев, которым выделили 150-180 евро.

Среди возмущенных детскими пособиями, в частности, оказался эстонский подросток, который намекнул на отъезд из Эстонии, как только вырастет: "мне, как гражданину, уже 12 лет... Не останусь, пока я живу и дышу".

Кристи Теллинг написала, что через год ее дочь закончит школу, и придется искать более подходящую для жизни страну, потому что "на данный момент, благодаря росту цен на электричество и отопление, расходы по хозяйству 1000 евро в месяц (в квартире)". Кристи рассудила, что, конечно, есть другие страны, где расходы выше, но там и зарплаты выше: "И, конечно, за эти 1000 евро в месяц можно получить гораздо приятные условия проживания в другом месте".

Народ Эстонии затаил обиду

Некоторые комментаторы с возмущением писали о том, что эстонские власти увлеклись событиями на Украине, помощью Украине и ее беженцам, что эстонские СМИ только об этом и пишут, что кругом – желто-синий двуколок, а про эстонских детей никто не думает.

Как все это отражается на психике местных детей? Как чувствуют себя дети из неблагополучных или необеспеченных семей, когда государство заботиться изо всех сил и в первую очередь не о своих, а о чужих? Кто решает, кому помогать, а кому не помогать, особенно в условиях, когда в помощи нуждается житель Эстонии?

"Кто думает об эстонцах и об эстонском народе вообще? [...] Следите, чтобы наши дети не забывали, как выглядит эстонский флаг", – написала жительница Эстонии.