Пришедший вторник, 16 ноября, ознаменовался сразу несколькими мероприятиями, а также высказываниями, в частности, эстонских политиков, которые преследовали цель всячески связать в одно целое Евросоюз и НАТО. Более того, это целое оказалось одним не только по идеологии, содержанию и интересам, но и по вполне физическим границам.
Так, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон, приняв участие в видеовстрече глав комиссий по иностранным делам парламентов Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, выразил благодарность "за то, что Польша и Литва защищают внешние границы Европы и НАТО".
"Гибридная атака на белорусский режим достигла опасной эскалации. Безопасность Эстонии в настоящее время начинается в Польше, Литве и Латвии", – сообщила на своей странице в соцсети премьер-министр Кая Каллас. И заявила, что мигранты в Белоруссии находятся "на законных основаниях и пытаются нелегально въехать в Европейский союз". А Польша, Литва и Латвия несут на себе бремя ответственности приграничных государств, "то есть защищают внешние границы Европейского союза и НАТО".
По словам Каллас, Эстония с лета борется с миграционным кризисом на границе, поддерживает контакты с польскими, литовскими и латвийскими коллегами, обеспечивает в этом вопросе информацию и помощь. Также Эстония работала и на международном уровне, "чтобы все общие послания доходили как до нашего Европейского союза, так и до наших союзников по НАТО".
"Мне приятно сказать, что европейские институты видят эту ситуацию точно так же. Это гибридная атака, и Европа должна действовать сообща. Ситуация требует общего и четкого международного ответа и интенсивных разъяснений для многих международных партнеров. Важно, что и союзники, и институты ЕС поддерживают Польшу, Литву и Латвию. Мы понимаем эту ситуацию аналогично", – постаралась Кая Каллас разными словами об одном и том же многократно заверить общественность в одинаковом понимании происходящего.
Каллас выразила удовлетворение тем, что накануне, в понедельник, "министры иностранных дел Евросоюза приняли четкое политическое решение о введении дополнительных санкций" – "поскольку Лукашенко – диктатор, он понимает только власть, а власть может быть продемонстрирована с помощью санкций". Порадовалась Каллас также тому, что "усилилось дипломатическое давление на страны, из которых прибывают мигранты в Белоруссию", а "Европейская комиссия сыграла здесь ведущую роль".
При этом премьер-министр Эстонии заверила общественность, что граница страны "хорошо охраняется, и в настоящее время прямой угрозы границе с Эстонией нет": "Мы продолжим усиливать пограничный контроль как на внешних, так и на внутренних границах, и при необходимости будем готовы бороться с незаконным пересечением границы. Также важно принять профилактические меры по укреплению границы. Вчера в Комитете государственной безопасности мы обсуждали, как построить временные заграждения на восточной границе и сделать это в ускоренном порядке. Те участки границы, которые еще не закрыты пограничным забором, будут временно заблокированы до тех пор, пока граница не будет окончательно построена".
Единство странам Балтии только снится
А тем временем в самом Евросоюзе не так уж и согласована позиция по миграционному кризису и отношению к Белоруссии. В тот же день, как сообщил Baltnews, на канцлера ФРГ Ангелу Меркель обрушились с критикой за ее разговор с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
В ходе проведенного диалога стороны обсудили ситуацию на границе Белоруссии и ЕС, и Лукашенко отметил, что в результате переговоров удалось найти общий язык, то есть определиться с тем, что "эскалация никому не нужна – ни Европейскому союзу, ни Белоруссии", что "допустить эскалации, как бы кому-то этого ни хотелось, вплоть до горячего столкновения", Германия и Белоруссия не могут.
Отметим, что это были первые переговоры руководителя одной из стран Евросоюза с лидером Белоруссии Александром Лукашенко после президентских выборов, состоявшихся в августе 2020 года.