Лодка премьер-министра Эстонии тонет в океане пандемии

© AP Photo/ Olivier Matthys

Лишь треть жителей Эстонии положительно оценивают деятельность Каи Каллас во главе правительства страны. Однако это не мешает ей оправдывать свое пребывание на этом посту внешними обстоятельствами и угрозой прихода к власти национал-консерваторов.

Согласно недавно проведенному социологическим центром Norstat опросу, 56% избирателей в Эстонии считают, что премьер-министр Кая Каллас не справляется со своей работой. Позитивно оценили ее деятельность на посту главы правительства 28% респондентов, а еще 17% затруднились дать оценку.

Также выяснилось, что 50% опрошенных считают, что свою работу "очень плохо" или "довольно плохо" выполняет все правительство. При этом лишь 39% избирателей думают, что свои обязанности кабмин выполняет "очень хорошо" или "скорее хорошо". Еще 11% не смогли дать оценку.

Надежды сменились разочарованием

На фоне продолжающегося в Эстонии коронавирусного кризиса и неспособности правительства просчитать развитие ситуации хотя бы на несколько шагов вперед полученные социологами результаты вполне логичны. Неумелые и противоречащие друг другу заявления главы правительства и министров сбивают людей с толку, а возникающие в результате неразберихи проблемы приводят к разочарованию избирателей в способностях нынешнего руководства страны решать их насущные проблемы.

Приход в начале текущего года в результате связанного с коррупционными подозрениями правительственного кризиса на пост премьер-министра "свежего лица" – оптимистичной и обаятельной реформистки Каи Каллас, сменившей порядком надоевшего демагогией и политическими интригами центриста Юри Ратаса, был воспринят жителями Эстонии весьма положительно.

В то время возглавляемая Каллас Партия реформ неуклонно лидировала в рейтингах популярности политических сил, а обещанные реформистами перемены вселяли надежду на более адекватное руководство страной, нежели во времена предыдущей правящей коалиции.   

Во многом надежды на лучшее были связаны и с самой персоной Каи Каллас, которая помимо личной человеческой привлекательности олицетворяла также в глазах многих возврат Партии реформ к успешной экономической политике, проводившейся когда-то отцом Каи – основателем Партии реформ и бывшим премьер-министром Сиймом Калласом.

© Sputnik / Вадим Анцупов
Кая Каллас и Сийм Каллас. Архивное фото

К сожалению, чуда не случилось. Кая Каллас не смогла показать себя жестким и умелым руководителем, в результате чего ее кабинет министров сначала провалил поставленный план вакцинации против коронавируса, затем повел себя недостаточно адекватно в ситуацией с порчей большой партии дорогостоящих вакцин на складах Департамента здравоохранения.

Кроме того, к осени выяснилось, что правительство за все время своей работы не смогло надлежащим образом подготовить к новому пику пандемии медицинскую систему страны, из-за чего Эстония вновь оказалась на пороге жесткого локдауна.

На пандемические проблемы наложились потери, которые понесли жители страны из-за обязательств, взятых Эстонией в связи с "зеленым переходом". Быстрый рост цен на электричество, отопление и многие товары первой необходимости стали большим ударом для тысяч простых эстоноземельцев, которые возложили вину за происходящее на правительство.

Как избежать социального взрыва?

Не надо быть оракулом, чтобы понять – если ко всему этому прибавится очередной жесткий локдаун, то общество может просто взорваться. На это в интервью газете Eesti Päevaleht намекнула и сама Кая Каллас: "…если в стране высокий уровень вакцинации, то общество просто больше не выдержит полного закрытия. Все устали от этого вируса".

В рамках того же интервью журналист поинтересовался, не думала ли она в связи со сложившейся обстановкой об отставке? На что Каллас ответила, что думала, но предположила, что в этом случае формировать правительство будет лидер оппозиционной Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Мартин Хельме.

По всей видимости, Каллас считает такое развитие событий более разрушительным для Эстонии, чем продолжение работы ее кабинета министров. Да и оправиться реформистам после признания собственной недееспособности будет крайне сложно – а ведь очередные парламентские выборы пройдут уже через полтора года.

Решающими в судьбе правительства Каи Каллас станут ближайшие несколько месяцев, когда ему придется принимать крайне непопулярные решения, включающие медицинскую сортировку в больницах (хоть Каллас и попыталась возложить ответственность за это на врачей), ограничения на деятельность и так сильно пострадавших от пандемии сфер экономики, а также принуждение к "добровольной" вакцинации значительных групп антипрививочников.

Можно не сомневаться, что в это время оппозиция тоже не будет сидеть сложа руки, а продолжит мобилизовать народ (по примеру недавнего крупномасштабного митинга на площади Вабадузе), указывая на каждую ошибку правительства.

Опыт предыдущих лет показывает, что значительных улучшений в эпидемиологической сфере можно будет ожидать не раньше следующей весны, а значит, рейтинг Каи Каллас и ее кабинета продолжит падать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.