Кризис цен на энергоносители доказал: в Европе каждый сам за себя

У Брюсселя нет общего для всех стран альянса решения проблемы скачка цен на энергоносители, каждое государство будет бороться с трудностями в пределах возможностей своего бюджета и выносливости населения.

Оказывается, если собрать вместе 27 глав государств и правительств европейских стран, от самых могучих и богатых до самых маленьких и бедных, чтобы совместными усилиями найти выход из сложного положения, то... ничего не произойдет, чудесные озарения не случатся и никаких "волшебных способов" преодоления кризисов миру явлено не будет.

Практически безграничные финансовые ресурсы и власть, десятки исследовательских институтов, сотни мастеров прогнозов и аналитики, армия советников не помогли ни предугадать кризисы, ни изыскать хитроумные способы оптимально разрешить общие проблемы. Хотя, чего греха таить, иллюзии имелись, и надежды на Брюссель, на прорывы и откровения отмечались. Но состоявшийся 21-22 октября в Брюсселе саммит Евросоюза не смог предложить выход из кризиса цен на энергоносители.

Зато можно было бесплатно сфотографироваться на память с самым известным европейским политиком последних десятилетий – с покидающей пост канцлера Германии Ангелой Меркель, для которой нынешняя встреча в верхах была, как гордо пишут сами немцы, сто седьмой по счету за ее шестнадцать лет управления правительствами Германии.

© AFP 2022/ JOHN THYS
Канцлер ФРГ Ангела Меркель с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и главой Евросовета Шарлем Мишелем, Брюссель, 21 октября 2021

Возможно, прощание с таким политиком можно считать достаточным поводом собраться и заодно послушать, как она вежливо отказывается отвечать на гипотетический вопрос о том, вернется ли она в европейскую политику, если ее попросят спасти Евросоюз от развала.

Еще можно было услышать, как премьер-министр Чехии Андрей Бабиш убеждал своих коллег, если верить информации газеты Politico, отказаться наконец от иллюзии, что они когда-либо смогут избавиться от зависимости от России как крупного поставщика природного газа.

"Забудьте о том, чтобы когда-либо стать независимым от России, этого никогда не произойдет", – якобы сказал Бабиш. Еще и напомнил некоторым коллегам, какую ошибку они допустили, мешая строительству российско-германского газопровода "Северный поток–2", и позавидовал Венгрии, имеющей пятнадцатилетний контракт на поставку газа из России. А все потому, что венгры пошли наперекор Брюсселю, который выступает категорически против двусторонних долгосрочных контрактов. Ну, должен же был кто-нибудь наконец все это сказать, посыпать, так сказать, соль на европейские раны.

Пора надеяться только на себя

Все это немного оживило разочаровавший европейцев саммит. Значение которого для демонстрации единства стратегических целей альянса, обмена мнениями и обсуждения стратегий, конечно, велико, но на роль кризисного менеджера двухдневная встреча такого количества лидеров явно не годится.

Рынки отнеслись к саммиту индифферентно, цены контрактов на поставки газа и электричества не дрогнули, как это случилось не так давно после заявления Москвы о ее намерении наращивать снабжение европейцев газом.

А раз Брюссель не смог (а может, и не собирался) указать общий выход и повести за собой страны альянса к яркому свету в конце туннеля ценового кризиса на энергоносители, остается сосредоточиться на тех мерах, что принимают национальные правительства.

Еврокомиссия дала понять, что посмотрит сквозь пальцы на некоторые нарушения достаточно строгих общеевропейских правил честной конкуренции и государственной поддержки частных предприятий, если эти "прегрешения" будут направлены на преодоление кризиса цен на газ и электричество.

Но всякие налоговые поблажки, временное снижение акцизов и иные меры удержания цен на каком-то приемлемом уровне, а также прямая денежная помощь малообеспеченным группам населения, – все это исключительно за счет самих национальных правительств. И в соответствии с возможностями их бюджетов. Очень, надо заметить, разных. А следовательно, западноевропейскому населению придется осенью и зимой при оплате счетов настолько легче, чем жителям восточных союзных государств, насколько богаче их страны. Каждый сам за себя.

Правительства многих стран альянса обещали населению помочь деньгами, чтобы как-то смягчить ценовой удар. Размеры помощи, естественно, зависят от величины госбюджета. Наиболее, пожалуй, впечатляющим оказалось решение Парижа.

Каждый малообеспеченный француз, то есть тот, кто получает на руки меньше двух тысяч евро в месяц, получит от властей страны сто евро на оплату счетов за электричество и газ. Но не стоит эстоноземельцам завидовать французам, которые смогли избрать себе такие заботливые парламент и правительство и которые считаются по меркам Франции малообеспеченными, при том, что получают такую зарплату, которую в Эстонии имеет далеко не каждый.

Почему не стоит завидовать французам

Во-первых, во Франции скоро выборы, а они, как известно, практически в любой стране очень способствую проявлениям заботы об избирателях и усилению у политиков чувства сопереживания соотечественникам, не настолько успешным в жизни и заработке, как сами политики.

Во-вторых, французы сумели сберечь в себе исторически сложившуюся готовность штурмовать Бастилии, устраивать революции и массовые демонстрации протеста. В том числе и по причине недовольства, например, слишком высокими ценами на автомобильное топливо.

© AFP 2022/ ROMAIN LAFABREGUE
Люди в желтых жилетах держат плакат с надписью: "Вместе все возможно", Лион, 24 января 2020

Озлобленный француз прекращает работу, надевает что-нибудь яркое, вроде желтого жилета, и идет на улицы Парижа, где громко выражает недовольство властями, конфликтует с полицией и даже строит баррикады. Помня о такой особенности характера соотечественников, французские политики не горят желанием дать им повод стать очень недовольными.

Подскочившие цены на электричество и газ способны очень быстро привести их в такое состояние, что никакие ссылки на то, что, мол, по всей Европе так, что такова глобальная ситуация с энергоносителями и так далее и тому подобное, не помогут.

Француз уже фактически нашел припрятанный где-то в шкафу желтый жилет, надел его и смотрится в зеркало, проверяя как он на нем сидит. Уговоры не помогут. Помогут сто евро и обещание добавить, если цены не вернутся к прежнему уровню.

С учетом того, что во Франции, как пишут их СМИ, проживают около 38 млн человек с доходами не выше двух тысяч, помощь в оплате счетов энергетических компаний обойдется госбюджету страны с учетом расходов на услуги банков и на "то-се" где-то в 4 млрд евро.

Сам факт наличия у Парижа такой суммы под рукой на благотворительность – это еще одна причина для эстоноземельцев не завидовать французам.

Франция богата давно и очень основательно, а Эстония – с момента появления на карте Европы относительно бедна и никаких миллионов, не говоря уж о миллиардах, на благотворительность и помощь попавшим в затруднительное положение жителям страны не имеет.

Да и выборы уже прошли. А желтые жилеты во флегматичной Эстонии популярностью не пользуются и в тренды не попадают. Так что на сотню евро рассчитывать не приходится.

Но все не так плохо, потому как что-то и кому-то государство все же обещало раздать, чтобы помочь людям перезимовать при таких-то ценах на электричество и газ. По варианту "эконом-класса" и с наименьшими потерями для бюджета. Помощи от Брюсселя ждать не приходится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.