Новый президент Эстонии может приоткрыть "окно возможностей" с Россией

Российско-эстонские отношения переживают глубокий кризис – никогда в новейшей истории их уровень не опускался так низко. События последних двух лет показывают, что от духа "разрядки" 2019 года не осталось и следа. Сгладить противоречия могла бы встреча двух президентов.

Отношения между Россией и странами Балтии никогда не были простыми. С начала 1990-х годов между ними наметились жесткие разногласия. Эстония, Латвия и Литва после обретения независимости поставили перед собой цель построить государства, во главе которых оказались бы представители титульных наций. Новые политические элиты стремились вступить в Евросоюз и НАТО, снизив любую зависимость от России.

Тогда естественным образом появился "русский вопрос". Дискриминация русских стала одной из центральных проблем, вокруг которой нагромоздились такие темы, как фальсификация истории Второй мировой войны, борьба с российскими СМИ, преследование соотечественников.

В 2004 году Эстония, Латвия и Литва вступили в НАТО, что придвинуло военную инфраструктуру альянса к границам РФ. В ЕС прибалты предстали в роли "адвокатов" бывших республик СССР, выступавших за евроинтеграцию. В итоге на западной границе не без участия балтийских государств сформировались враждебные России политические режимы. На этом фоне и развивались российско-прибалтийские отношения.

Подход Эстонии к России всегда был более сбалансированным по сравнению с литовским и латвийским. Можно предположить, что это связано с ее более высоким уровнем экономического развития (по многим показателям Эстония опережает "соседок") и географическим положением (Эстония тяготеет к Северной Европе).

Особенно отчетливо это проявилось за последние семь лет на фоне конфликта вокруг Украины. В то время как Литва и Латвия фанатично обрывали последние ниточки с Россией, в Эстонии предпочитали спокойнее относиться к "восточному соседу", ограничиваясь гневной риторикой и формальной поддержкой санкций.

Возможно, не последнюю роль сыграло влияние Центристской партии, которая находится у власти с 2016 года. Ее бывший лидер Эдгар Сависаар (1991–2016) всегда выступал за налаживание конструктивных отношений с Россией.

© Sputnik / Вадим Анцупов
Эдгар Сависаар

Сегодня по уровню риторики и враждебности Эстония фактически не уступает Латвии и Литве. Например, чем запомнились российско-эстонские отношения за этот год?

  • В январе Таллин открыто поддержал антиправительственные протесты и освобождение оппозиционного блогера Алексея Навального.
  • В марте Полиция безопасности (КаПо) задержала "русского омбудсмена" Сергея Середенко за предполагаемый "шпионаж в пользу России".
  • В апреле Эстония присоединилась к обвинениям чешского правительства о "причастности" российских спецслужб к подрыву склада с бояприпасами в Врбетице в 2014 году. Тогда в знак "солидарности" с Чехией Таллин выслал российского дипломата.
  • В июне премьер-министр Эстонии Кая Каллас выступила против проведения саммита ЕС с участием президента РФ Владимира Путина.
  • В июле Россия выслала консула Эстонии в Санкт-Петербурге Марта Лятте за "деятельность, несовместимую с работой дипломата". Это спровоцировало очередную взаимную высылку дипломатов.

От духа "разрядки" 2019 года не осталось и следа. Именно тогда состоялся визит президента Эстонии Керсти Кальюлайд в Москву, где она встретилась с лидером РФ Владимиром Путиным.

© РИА Новости
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, 18 апреля 2019

Два года назад многие российские аналитики весьма позитивно оценили перспективы ответного визита Путина и возможную нормализацию отношений с Эстонией. В практическом плане переговоры Путина и Кальюлайд не дали ничего – если не считать, что Москва поддержала кандидатуру Таллина на пост непостоянного члена Совбеза ООН.

В остальном визит носил символический характер, но создал "окно возможностей" для частичного восстановления контактов между Россией и Эстонией.

В июне 2019 года министр экономики и инфраструктуры Таави Аас принял участие в Петербургском международном экономическом форуме, где договорился с министром транспорта России Евгением Дитрихом о возобновлении работы двусторонней транспортной комиссии.

Спустя два месяца министр образования и науки Майлис Репс посетила Казань, где проходил мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills 2019. На мероприятии она встретилась со своей российской коллегой Ольгой Васильевой.

В декабре эстонский Минфин направил российским коллегам проект нового соглашения об избежании двойного налогообложения. Тогда же в 2019 году состоялись встречи представителей мэрии Москвы и Санкт-Петербурга с властями Таллина. Весной 2020 года депутаты Госдумы планировали отправиться в Таллин для переговоров со своими эстонскими коллегами.

© Sputnik / Вадим Анцупов
Заседание с участием мэра Таллинна Михаила Кылварта и вице-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Княгинина

К сожалению, весь накопленный за 2019 год позитивный капитал иссяк из-за пандемии коронавируса, враждебной риторики эстонских политиков, а также истории вокруг давления на сотрудников Sputnik Эстония.

Однако после того, как Керсти Кальюлайд оставит президентский пост и передаст его новому главе государства Алару Карису, у Москвы и Таллина появится возможность снова все начать с чистого листа.

В одном из интервью Карис заявил, что готов встретиться с Путиным, однако для этого необходимо определить конкретную повестку дня. Подобные заявления внушают слабый оптимизм. Что Карис и Путин могли бы обсудить?

Во-первых, можно наконец решить пограничных вопрос. Формирование в начале этого года нового правительства в составе Партии реформ и Центристской партии возобновило дискуссию о ратификации пограничных договоров, подписанных в 2014 году.

В России осторожно отнеслись к предложению эстонской стороны решить этот вопрос с условием, что Таллин гарантированно откажется от упоминания Тартуского мирного договора 1920 года в преамбуле. Если бы Карис встретился с Путиным, тогда, возможно, то же самое сделали бы и депутаты Рийгикогу и Госдумы.

Во-вторых, на переговорах Путина и Кариса может быть поднят вопрос о процессе подготовки нового соглашения об избежании двойного налогообложения, который, впрочем, выгоден больше Эстонии, чем России.

Наконец, на фоне ухудшения межправительственных отношений Москва и Таллин могли бы сделать ставку на развитие культурной дипломатии и образовательных обменов. Там, где не способны разговаривать политики и дипломаты, смогут общаться ученые и студенты.

Как и два года назад, новая встреча президентов России и Эстонии могла бы иметь колоссальную символическую роль. Конечно, президент Эстонии ничего не решает, но сам факт визита Алара Кариса в Москву мог бы вновь приоткрыть окно возможностей, захлопнутое больше года назад.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.