Вывод войск стран-членов НАТО из Афганистана представляет серьезный вызов как для самой исламской республики, так и для соседних государств. С мая исламистское движение "Талибан"* захватывает район за районом, в то время как афганские военнослужащие бегут в соседние страны в поисках убежища.
Успех талибов можно объяснить двумя основными факторами. Во-первых, произошла деморализация значительной части афганской армии и полиции на фоне окончательного ухода войск США и союзников. Во-вторых, официальный Кабул без американской авиационной поддержки вынужден сосредотачивать свои силы на обороне ключевых городов и районов, оставляя те районы, на которые не хватает сил или оборона которых считается бесперспективной.
Талибы же следуют классической стратегии партизанской войны с усилением позиций и захватом сельских районов, постепенно окружая и блокируя города.
Эстония как страна НАТО и непостоянный член Совета Безопасности ООН внимательно следит за развитием событий. В начале июня ее воинский контингент успешно вернулся из Афганистана, тем самым завершив 18-летнюю миссию. За эти годы там прошли службу без малого 3 тыс. солдат и офицеров.
Эстония участвовала в двух международных миссиях с 2003 по 2014 год и с 2015 по 2021 год. В рамках последней миссии эстонские военные осуществляли охрану важных лиц во время их передвижений по столице Афганистана Кабулу.
Будучи председателем в Совбезе, Эстония инициировала встречу, посвященную обстановке в Афганистане. Глава МИД Эва-Мария Лийметс, руководившая заседанием, заявила об ухудшении гуманитарной ситуации и усилении нарушений прав человека. Она отметила, что Таллин с западными союзниками готов оказывать финансовую помощь республике, пока там сохраняется внимание к защите прав человека.
Участие Эстонии в афганской войне носило символический характер и было направлено на укрепление трансатлантических отношений. В одном из интервью бывший министр обороны Юри Луйк признался, что страна направилась в Афганистан не демократию насаждать, а поддержать союзников с тем расчетом, что в случае необходимости и они поддержат ее.
Тем не менее Эстония стремилась создать хотя бы видимость помощи Афганистану по линии различных фондов. В 2008 году объем гуманитарной поддержки провинции Гильменд и Кабулу составил 255 600 евро. Эстония предоставляла медицинское оборудование, боролась с наркотрафиком и давала возможность афганцам учиться в эстонских учебных заведениях. В 2016 году Министерство иностранных дел прибалтийской республики выделило 1 250 000 евро на реализацию проектов в области развития.
С 2002 по 2016 год Эстония помогла Афганистану на сумму более 9 млн евро. На Кабульской конференции, состоявшейся в 2010 году, Эстония обязалась направить к 2012 году по меньшей мере 50% помощи на цели развития через национальный бюджет правительства Афганистана. Кроме того, Таллин поддерживает Кабул по линии Целевого фонда реконструкции Афганистана, регулярно направляя средства на строительство школ, инфраструктуру, развитие энергоснабжения и здравоохранения.
Теперь, когда американцы уходят из Афганистана, оставляя лишь около тысячи военнослужащих для защиты ключевых объектов, время подвести промежуточные итоги.
На встрече с эстонскими военными в апреле этого года президент Керсти Кальюлайд заявила, что они пришли сюда потому, что верят в демократию, права человека, обеспечение прав женщин и детей на участие в обществе и получение образования, а также в право народа "жить без диктатуры".
Очевидно, что Афганистан остался одной из самых отсталых и проблемных стран мира. Общество по-прежнему живет в состоянии гражданской войны, начавшейся еще в 1970-х годах. Несмотря на усилия западных стран, он не смог стать полноценным демократическим государством. Не удалось западной коалиции создать нормально функционирующий государственный аппарат и эффективные вооруженные силы, способные противостоять "Талибану".
Кроме того, Афганистан уже много лет держит пальму первенства по обеспечению поставок наркотиков, а его поля превращены в мировую ферму по их производству. И все это происходит под чутким надзором и при неизменном присутствии военных контингентов НАТО и стран-союзников, в том числе Эстонии. Бывший президент Афганистана Хамид Карзай признал, что миссия альянса провалилась, поскольку ему не удалось остановить террористическую деятельность в республике.
"Талибан" по-прежнему остается сильнейшей военно-политической группировкой в стране. По мнению аналитиков, правительству вряд ли удастся договориться с талибами, поскольку они против того, чтобы безопасность страны обеспечивали вооруженные и полицейские силы, обученные НАТО.
После ухода союзников Афганистан может постичь участь Ирака и Сирии, когда в 2014 году значительные территории захватили террористы ИГИЛ*. Афганистан рискует вновь стать Исламским Эмиратом, подконтрольным экстремистам, как это было в 1996–2001 годах.
*Террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.