В эстонских СМИ все чаще стали появляться новости о систематических угрозах в адрес местных чернокожих, поступающих от неонацистов. О том, как живется в Эстонии людям с другим цветом кожи и есть ли в стране проблема расизма, Baltnews рассказал эстонский публицист Владимир Барсегян.
"На самом деле, все эти новости об угрозах появляются достаточно часто. В основном это студенты, которые приезжают в Тартуский университет учиться, или же те, кто приехал в Эстонию по каким-то другим причинам. Вообще многие темнокожие эмигрировали сюда давно, и общество их сразу не приняло", – поделился своими наблюдениями журналист.
Проблема расизма в Эстонии является частью негласно принятых догм в обществе, о чем напомнил Барсегян.
"Надо сказать, что Эстония вообще очень ксенофобская страна. Здесь категорически не приемлют чужих. При этом дело не только в цвете кожи. По моим личным ощущениям, эстонское общество находится на таком родоплеменном уровне. Мы даже здесь не добрались до уровня феодализма. Поэтому любой чужой – желтый, красный, черный и даже белый – чужой априори", – заключил публицист, добавив, что как скоро решится эта проблема и "когда Эстония ступит на новый этап исторического развития общества", увы, неизвестно".
Слова Барсегяна подтверждает директор Центра информации по правам человека в Таллине Алексей Семенов.
"Ксенофобия в эстонском обществе, безусловно, есть. Почему они не любят русских? Не потому, что эстонцы такие русофобы, а потому, что русские – чужие", – пояснил правозащитник корреспонденту Baltnews.
Однако, несмотря на поступающие угрозы в адрес темнокожих, реальных нападений пока зафиксировано не было, подчеркнул Семенов.
На законодательном фронте без перемен
Осенью прошлого года Европейская комиссия направила Эстонии уведомление о несоответствии ее национального законодательства правилам ЕС по введению уголовной ответственности за разжигание ненависти. Однако в политических кругам мнения об этой инициативе разделились. Законопроект до сих пор не внесен на рассмотрение в парламент страны, несмотря на обещания министра юстиции Марис Лаури.
По мнению Семенова, вероятность рассмотрения и тем более принятия подобного закона в Эстонии очень мала.
"Что касается законопроектов такого рода, все они недостаточно отработаны. Это касается и законопроекта о разжигании ненависти, и законопроекта о языке ненависти (Hate speech) или же дискриминации на работе. Все очень трудно довести до конца – до принятия. В эстонском законодательстве вообще практически никакой ответственности не предусмотрено за такие эксцессы, как дискриминация и прочее. Я пессимистично смотрю на будущее всех этих инициатив", – заключил Семенов.
Ранее в разговоре с Baltnews правозащитник обращал внимание, что Эстония сознательно затягивает принятие законопроектов, поскольку политикам страны невыгодны изменения эстонского законодательства. В противном случае они сами могут понести уголовную ответственность.
"Мы несколько раз писали в своих рекомендациях и разных докладах международных организаций, что нужно внести в эстонское законодательство положения об уголовной ответственности за разжигание ненависти. [...] У нас время от времени прорываются оскорбительные высказывания в адрес русских или беженцев с Ближнего Востока. И если такой закон будет принят, некоторые официальные высокопоставленные лица могут оказаться под угрозой наказания. По крайней мере, им придется сильно сдерживать свой язык, а это им тоже не хочется", – отметил Семенов.