Бессуверенность длиной в 17 лет – достижение стран Балтии в составе Евросоюза

© Sputnik/ Вадим Анцупов

1 мая – дата вхождения стран Балтии в Европейский союз. Что приобрела, чего лишилась Эстония в составе альянса?

17 лет назад, 1 мая 2004 года, Латвия, Литва и Эстония стали частью Европейского союза, что, по мнению президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Николая Межевича, лишило балтийские государства суверенитета.

"Прибалтика была в Советском Союзе суверенной, то есть ключевые экономические, политические решения принимались практически самостоятельно в Таллине, Риге и Вильнюсе. Москва не то что боялась, но предельно уважительно относилась к своим балтийским республикам, разрешая им то, что было непозволительно даже РСФСР, не говоря уже о других – Белоруссии, Украине, Армении и так далее", – рассказал Межевич Baltnews.

По его словам, страны Балтии, приняв решение присоединиться к Европейскому союзу, полностью утратили право на самостоятельность.

"После вступления Латвии, Литвы и Эстонии в ЕС этот [как в СССР] особый статус был ими утрачен. В составе СССР республики сами могли выдвигать инициативы, чем охотно и часто пользовались. В составе же Евросоюза картина иная: лишь раз Прибалтика позволила обратиться с претензией в адрес Брюсселя. Это было не так давно, в самый разгар эпидемии коронавируса. Однако все этих годы Таллин, Рига и Вильнюс молчаливо соглашались со всем, что предлагал Брюссель", – отметил Межевич, подчеркнув, что путь "на Европу" указал еще первый президент Эстонии Леннарт Мери.

"Европейский путь развития и причины такого выбора озвучил первый президент Эстонии Леннарт Мери. В своей речи когда-то он заявил, что у Таллина два пути после распада СССР – в СНГ или в Европу. А поскольку в СНГ Эстония не хочет, продолжил тогда Мери с улыбкой, остается только ЕС. Иными словами, он так и сказал: Эстония отказывается от суверенитета и вручает его в руки Брюсселя. Вот и все", – заключил эксперт.

Как отмечает Межевич, если бы страны Балтии не являлись членами Европейского союза, они могли бы успешнее преодолевать последствия экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

"Экономика стран была бы куда более развитой, я имею в виду в первую очередь, промышленность, сельское хозяйство. Да, была бы менее развита сервисная часть экономики, однако именно это и спасло бы от той экономической катастрофы, что надвигается на Прибалтику", – сказал Межевич.

Он привел в пример Эстонию, в которой очень развит туризм, и все было хорошо до пандемии. Но стоило прийти кризису, и все кончилось – "уже второй год подряд туристов нет – пустуют отели, СПА, рестораны, музеи".

Межевич подчеркнул, что "эстонцы сами виноваты", что создали подобную экономическую модель, – "за что и расплачиваются".