Женское лицо правительства Эстонии – шанс перенять опыт разумных соседей

Формирование нового правительства Эстонии во главе с женщиной-премьером Каей Каллас и большим числом женщин-министров заставило журналистов чисто по внешним признакам сравнивать эстонский кабинет министров с правительством соседней Финляндии.

Состав нового правительства Эстонии во главе с женщиной-премьером Каей Каллас и значительным числом министров женского пола невольно заставил журналистов сравнивать эстонский кабинет министров с правительством соседней Финляндии – по внешним признакам. В то же время способность эстонского "женского" правительственного коллектива исправить сложившиеся за долгие годы идеологические перекосы предшественников вызывает сомнения.

Сбалансированная и сугубо практичная политика Финляндии вызывала немалое раздражение у большинства эстонских политиков с момента провозглашения независимости Эстонии в 1991 году. Особенно если дело касалось отношений с Россией.

Друзья Дудаева

Эстония с самого начала была настроена на демонстративную конфронтацию с восточным соседом, видя в этом возможность самоутвердиться в глазах нового "суверена" – США. Даже в 1990-е годы, когда руководство России демонстрировало максимальное расположение к странам Запада и часто принимало решения, "подсказанные" западными советниками, Эстония постоянно находила возможности для критики и создания с российским руководством конфликтных ситуаций.

Политические наблюдатели хорошо помнят демарши эстонских политиков с требованием признать независимость мятежной Ичкерии (Чечни) и не наказывать действовавших в то время на Северном Кавказе террористов. В Таллине тогда даже действовало "посольство" Ичкерии, а изъятые в ходе денежной реформы в Эстонии советские рубли, вместо возврата России, правительство продало "большому другу эстонцев" Джохару Дудаеву.

Одновременно конфликты постоянно разжигались с принятием законов, ущемляющих права русскоязычного населения (лишивших их гражданства, инициировавших преследования из-за языка и так далее). Эстонские игры на национализме привели к известным "бронзовым событиям" 2007 года, а вступление в НАТО придало эстонским политикам уверенности в том, что любые антироссийские выпады с их стороны останутся безнаказанными.

© AFP 2019 / RAIGO PAJULA
События "бронзовой ночи" в Таллинне

Спад в экономических отношениях и, в частности, значительное сокращение российского транзита до сих пор воспринимались эстонскими политиками как неизбежная плата за сделанный в начале 1990-х политический выбор.

Курс на сотрудничество

В то же время руководство Финляндии проводило совершенно иную политику. Президенты этой страны регулярно лично общались с руководством России. Торговля между двумя странами постоянно росла, строились новые финляндско-российские погранпункты, был запущен скоростной поезд между Хельсинки и Санкт-Петербургом, а все спорные ситуации решались в ходе конструктивных переговоров.

Даже в политике антироссийских санкций, в которых Финляндия вынуждена была принять участие из-за принадлежности к ЕС, страна никогда не играла первую скрипку (бежать в любых антироссийских санкциях "впереди паровоза" – "вредная" привычка именно эстонских политиков), пытаясь продолжать сотрудничество с соседом там, где это было хоть как-то возможно.

Ради национальных интересов Финляндия до сих пор не вступила в НАТО, что позволяет ей играть роль нейтрального арбитра во многих международных делах.

Все это эстонские политики регулярно презрительно называют родившимся в послевоенное время термином "финляндизация", заявляя, что подобный курс не подходит Эстонии "по историческим причинам". Правда, на фоне экономического благополучия Финляндии такие объяснения выглядят чистой пропагандой и явно не способствуют развитию самой Эстонии.

К слову, даже самые надменные эстонские пропагандисты не говорят, что из-за умеренности в политике Финляндия не является суверенной страной, или что она менее защищена от внешних угроз, чем Эстония. Практика показывает, что, когда национальные интересы действительно требуют, финляндское руководство принимает решения, которые выгодны только ему. Не оглядываясь при этом на мнение окружающих.

Хорошим доказательством этого могут служить действия Финляндии по борьбе с пандемией COVID-19. Несмотря на истеричные заявления и звонки бывшего главы МИД Эстонии Урмаса Рейнсалу, Финляндия решила в одностороннем порядке закрыть на время свободный въезд для эстонских работников финских предприятий. Несомненно, что, когда обстановка позволит, граница будет открыта вновь. Но это случится только тогда, когда это будет выгодно Финляндии, а не кому-то другому.

Техническое правительство возможностей

У сформированного на днях в Эстонии правительства Партии реформ и Центристской партии действительно есть шанс показать большую гибкость, нежели демонстрировали предшественники. Конечно, западные "старшие братья" не позволят Эстонии выйти из НАТО. Но по примеру Финляндии не лезть на рожон и вести более сбалансированную политику при желании эстонское руководство вполне могло бы. Особенно в условиях вызванного коронавирусом глубокого экономического кризиса, когда любые шаги можно объяснить "технической необходимостью" ради улучшения обстановки.

Вообще, новое правительство страны способно сыграть роль "стабилизатора" – особой популярности в тяжелые для экономики времена оно получить все равно не сможет, и его срок работы вряд ли будет очень продолжительным. А значит, выходящие за рамки принятых догм решения ему никак не повредят. Но могут сослужить добрую службу для будущего страны.

Тийт Вяхи

В истории современной Эстонии уже было одно "техническое" правительство – кабинет министров Тийта Вяхи. Он не имел надежного тыла в парламенте, но зато хорошо справился с вызовами переходного периода начала 1990-х, в частности провел успешную денежную реформу, обеспечив страну на долгие годы стабильной эстонской кроной. В результате давно ушедший из активной политики Тийт Вяхи и сейчас пользуется в Эстонии немалым уважением сограждан.

Почему бы и нынешнему правительству Каи Каллас не сделать для своей страны "благое дело" и не избавиться хотя бы от части проблем, вызванных не объективными причинами, а застарелыми страхами, догмами и неумением просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Раз уж у руководства Эстонии оказалось чем-то схожее с финским "женское правительство", то впору было бы внести в эстонскую политику и крупицу разума северных соседей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.