Кризис власти в Эстонии, где усилиями местной спецслужбы отправлено в отставку коалиционное правительство, на некоторое время лишит государство возможности полноценно участвовать в делах Евросоюза и следить за изменениями в глобальной политике. Когда Таллин вернется к активной международной жизни, мир уже будет иным. И перемены эти неизбежно отразятся на делах страны.
Полиция безопасности Эстонии фактически развалила правящую коалицию и сменила правительство, выявив при довольно странных обстоятельствах коррупционную сделку со столичной недвижимостью, в которую вроде бы оказался вовлечен глава правящей Центристской партии. Что вынудило премьер-министра Юри Ратаса подать в отставку и открыло для оппозиции возможность сформировать новую правящую коалицию.
Пока она будет этим заниматься, относительно недалеко от границ страны, а также за океаном будут происходить перемены, которые неизбежно вынудят раздираемую сейчас своими собственными политическими страстями маленькую прибалтийскую республику приноравливаться к новой реальности и новому раскладу сил. Который дает основания заранее предполагать, какой будет внешняя политика Эстонии при новом правительстве, родившемся в результате мутного коррупционного скандала и при очевидном содействии местной спецслужбы.
Таллин как ориентировался, в первую очередь, на Вашингтон и учитывал мнение Берлина, так и будет продолжать это делать.
А с учетом заявленного и там, и там намерения ужесточить диалог с Москвой не стоит ожидать от Эстонии и других стран Балтии попыток внести какие-либо перемены к лучшему в отношениях с соседней Россией.
Перемены грядут в Берлине и в Вашингтоне, то есть в обоих центрах власти, на которые ориентируются Эстония и другие малые восточноевропейские страны. В Соединенных Штатах, как известно, со скандалом и массовыми волнениями прощаются с президентом Дональдом Трампом и передают бразды правления администрации Джо Байдена.
А в Берлине готовятся интеллигентно проводить 16 января лидера правящей консервативной партии ХДС, бессменного канцлера Ангелу Меркель. Что не только сами немцы, но и весь Евросоюз расценивает почти как смену эпох.
Экономическая мощь и политическое влияние Германии, а также ее способность найти общий язык с Францией во многом определяют политику всего альянса, вынуждая внимательно следить за событиями в Берлине.
Внешняя политика Германии может стать более жесткой
Там на пост нового лидера ХДС и потенциального канцлера Германии претендуют три опытных консервативных политика, два из которых неоднократно высказывались против умеренной политики склонной к компромиссам Ангелы Меркель и за проведение более напористой, даже агрессивной внешней политики, в том числе, по отношению к России.
Стоит отметить, что еще один авторитетный немецкий государственный деятель, ранее считавшаяся преемником Меркель на посту лидера партии, министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр накануне выборов нового главы консерваторов высказала в издании Focus аналогичные взгляды на будущую роль Германии в международной жизни и в делах Евросоюза.
Сами потенциальные кандидаты на пост канцлера от агрессивных и неоднозначных заявлений воздерживаются, но у министра обороны Крамп-Карренбауэр руки, образно говоря, развязаны, и ее высказывания в значительной мере отражают настроения как в правящей партии Германии, так и в Берлине в целом.
"Мы пришли к пониманию того, что страна размером и мощью с Германию должна делать больше для защиты себя и своих союзников. Наше отстаивание демократии, прав человека, мирного разрешения конфликтов, международных правил и мультирализма может быть успешным только с позиции силы", – утверждает министр обороны Германии.
Крамп-Карренбауэр отмечает также особую роль своей страны в налаживании отношений между Евросоюзом и администрацией избранного президента Байдена, говорит о необходимости активного участия в НАТО, наращивании военных затрат и о противостоянии с Россией и Китаем.
Остается неясным, насколько проамериканские взгляды агрессивной Крамп-Карренбауэр соответствуют воззрениям ее предшественницы на этом посту, нынешнего президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая подобными откровенными милитаристскими изречениями вроде бы не отметилась, но, возможно, в той или иной мере держит их в голове.
Стоит отметить, что покидающая свой пост канцлер Ангела Меркель от высказываний о диалоге с Москвой с позиции силы воздерживалась, несмотря на явное разочарование отказом России (и Китая) помочь ей блестяще завершить политическую карьеру, реализовав мечту сделать Германию постоянным членом Совета безопасности ООН, и на другие разногласия и трения.
Евросоюз демонстрирует поддержку политики Байдена
Что касается скорых перемен за океаном, то о взглядах избранного президента США Байдена, который должен занять пост хозяина Белого дома 20 января, сказано уже много и подробно. И, судя по всему, оснований ожидать со сменой власти в Вашингтоне смягчения напряженностей в отношениях американцев с россиянами и китайцами не имеется.
А вот в диалоге с Евросоюзом потепление предвидится, в том числе, и на почве совместного противодействия "агрессивной" России и "экономической экспансии" коммунистического Китая.
Альянс недвусмысленно продемонстрировал новой американской власти готовность к совместной деятельности и показал, на чьей он стороне в конфликте между победившими демократами и проигравшими республиканцами.
Долго не признававший победы Байдена на выборах и ранее неоднократно критиковавший Евросоюз пока еще действующий госсекретарь США Майк Помпео вынужден был отменить намеченный визит в ряд европейских стран фактически по причине выраженного местными политиками нежелания его видеть.
Министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн, с которым планировал повидаться в свою последнюю поездку Майк Помпео, после захвата Капитолия толпой сторонников Трампа заявил люксембургскому радио, что Трамп – "политический пироманьяк, которого необходимо предать суду". Премьер страны Ксавье Беттель высказался не столь резко, но примерно в том же духе, после чего встреча с госсекретарем США стала, естественно, невозможной. А за компанию в число отмененных встреч попал и визит к министру иностранных дел Бельгии Софи Вильмес.
Ряд европейских изданий утверждает, что ярость многих европейских политиков вызвали кадры из Вашингтона, где при штурме Капитолия в объективы попали "сторонники Трампа", предполагаемые неонацисты, одетые в футболки с надписями "Концлагерь Освенцим" и "6MWE" ("six million wasn’t enough" – "шесть миллионов было недостаточно"), что означает неподобающее напоминание о числе погибших при Холокосте европейских евреев.
Самого президента Трампа, признавшего Иерусалим столицей Израиля, и членов его семьи крайне трудно обвинить в антисемитизме, а также в том, что он или его госсекретарь пользуются популярностью у неонацистов.
Второй выстрел по бронированному Трампу. В США снова пытаются вынести импичмент президенту >>>
Но Евросоюзу нужен был повод для конфликтного разрыва с уходящей администрацией Белого дома и для демонстрации лояльности администрации, только приступающей к делам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.