Эстония страдает зимним приступом борьбы с "кремлевской пропагандой"

© Sputnik / Вадим Анцупов

Эстонское толкование решений ЕС о санкциях против России позволяет обвинить в преступлении даже зрителей телеканалов.

В декабре месяце Эстония, как и полагается добропорядочной христианской стране, готовится и предвкушает рождественские праздники и Новый год. Елки, гирлянды, пипаркоки, подарки...

© Sputnik / Вадим Анцупов
Украшенная праздничными декорациями из пипаркоков витрина кондитерской

А еще, по недавно сложившейся традиции, в конце года местная Полиция безопасности проводит показательные акции против российских средств массовой информации и тех, кто ими пользуется.

Что-то у местных политических правоохранителей с месяцем декабрем связано, пики борьбы с российской журналистикой приходятся именно на конец года.

То ли кто-то где-то годовую отчетность закрывает и отчитывается о потраченных долларах. То ли прибалтийские борцы с "кремлевской пропагандой" полагаются на долгие праздничные выходные в России, которые ей помешают вовремя гневно или хоть как-нибудь отреагировать на враждебные действия прибалтийских столиц.

Сложно сказать.

В декабре 2019 года "правоохранители" принудили под угрозой уголовного преследования прекратить работу Sputnik Эстония. В этом декабре их латвийские коллеги задерживали, обыскивали и допрашивали авторов новостных порталов Baltnews и Sputnik.

А в Таллине, как сообщается, декабрьский "удар" пришелся по Первому балтийскому телеканалу (ПБК) и его зрителям. А заодно и по властям столицы страны, которые, судя по предположениям сотрудников политического сыска, много лет нарушали закон о санкциях против некоего господина Ковальчука.

© Baltnews
Сайты Baltnews Латвия и Sputnik Латвия

Очень мало кто из эстоноземельцев знает, кто это такой. А следовало бы, так как все местные телезрители, хотя бы раз смотревшие центральные российские телеканалы, фактически могут попасть под подозрение о "предоставление экономических ресурсов" лицу, подвергнутому санкциям Евросоюза.

Во всяком случае, такова, по-видимому, "логика" эстонской полиции.

Теперь вся Эстония узнает, кто такой Ковальчук

Поскольку тема санкций, их правомочности и целесообразности в данном случае прямого отношения к делу не имеет, то лучше ее на этот раз оставить за рамками "дискуссии". Потому как речь идет не о них самих, а о том, каким они оказались удобным средством борьбы с "кремлевской пропагандой" (что бы под этим словосочетанием ни понималось) для прибалтийских борцов с российскими средствами массовой информации с подачи более изощренных в интригах иностранных специалистов.

Достаточно найти какую-нибудь связь этих самых средств с кем-нибудь из санкционного списка, и дело сделано.

Никакой политической подоплеки и обвинений в нарушении принципа свободы слова – все якобы исключительно во имя санкционного законодательства Евросоюза.

© Sputnik / Вадим Анцупов
Здание эстонской Полиции безопасности в Таллине

Требование Полиции безопасности Эстонии вынуждает мэрию Таллина "временно" прекратить сотрудничество с телеканалом и связанной с ним фирмой Baltic Media Alliance (BMA) Estonia, у которых городские власти покупали эфирное время и контент для виртуального общения с русскоязычными налогоплательщиками. Так сказать, до выяснения степени вины в нарушении санкций Евросоюза против российского предпринимателя, наказанного Брюсселем за "неправильное поведение" во время известных событий на Украине в 2014 году.

Оный Ковальчук, как вдруг осознали в полиции, как-то связан с крупным медиахолдингом "Национальная Медиа Группа", который вроде бы владеет BMA и ПБК.

© Sputnik/ Сергей Гунеев
Юрий Ковальчук

И потому, пишут правоохранители в таллинскую мэрию, пусть Бюро данных по борьбе с отмыванием денег все проверит и даст объективную оценку.

А до тех пор дела с ПБК иметь не рекомендуется во избежание неприятностей с законом. Потому как уголовной ответственности в Эстонии могут быть подвернуты любые лица, так или иначе имеющие отношение к состоящему в санкционном списке лицу. Даже если они не подписывали с ним, его родственниками или принадлежащими ему фирмами каких-либо контрактов, а просто... "связаны".

Будь то ПБК и Ковальчук, Baltnews и глава компании "Россия сегодня" Дмитрий Киселев или, как в декабре 2019 года, Sputnik и Киселев, роли не играет. Дела с ними иметь не рекомендуется.

Сотрудникам эстонского новостного портала Sputnik в письмах с обещанием уголовного преследования в случае продолжения сотрудничества с "Россией сегодня" разъяснили, что неприятности случатся при любом виде этого самого сотрудничества.

Все зрители российских телеканалов под подозрением

Раз "связан", кара тебя настигнет. Что следует из эстонского варианта толкования постановления Совета ЕС 269/2014 от 17 марта 2014 года, в соответствии с которым противозаконно "прямо или косвенно" делать "доступными" подлежащему санкциям лицу какие-либо "средства или экономические ресурсы".

В понимании Полиции безопасности Эстонии (и, судя по манере преследования журналистов, их латвийские коллеги эту точку зрения разделяют) под "экономическими ресурсами" и "связанными лицами" можно понимать что угодно и кого угодно. Статьи, фото или видеосюжет, не говоря уж о, страшно подумать, заказе контента и времени телеэфира.

Написал статью для "неправильного" издания, пусть даже бесплатно, – создал "экономический ресурс". Если следовать этой "логике", то просматривание программ телеканала ПБК или использование любого иного ресурса, так или иначе "связанного" с кем-нибудь из санкционного списка ЕС, – тоже равнозначно формированию "экономического ресурса". Ведь количество зрителей и популярность телеканала определяют его рейтинги и доходы от рекламы.

А значит любой зритель ПБК, а также подконтрольных холдингу "Национальная Медиа Группа" десятков других телеканалов (эфирных и кабельных), включая Первый канал, РЕН TV, СТС, российские Sony Pictures и Discovery, любой читатель принадлежащих ему газет и интернет-ресурсов должны автоматически попасть под подозрение Полиции безопасности.

Хочется думать, что местное журналистское сообщество и общественные организации не протестуют не потому, что полиции удалось запугать собственное население, а потому что пытаются понять цепочку логических построений, на основании которых "борцы с иностранным информационным влиянием" делают свои абсурдные выводы.

Понятно, что увещевания и выкрики в адрес карательных органов типа "Что вы делаете с собственной страной?", "Лицемерие делает нарушение свободы слова особо циничным" или "Нельзя запугивать журналистов!" смысла никакого не имеют. Но, возможно, имеет смысл протестовать хотя бы для того, чтобы не выглядеть идиотами, когда однажды все зрители российских телеканалов действительно будут объявлены подозреваемыми в нарушении законов о санкциях. Или по той же причине сами телеканалы и российские издания будут заблокированы и запрещены.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.