Согласно социологическому исследованию, проведенному по заказу эстонского Института исторической памяти, 55% опрошенных поддерживают создание в комплексе бывшей Батарейной тюрьмы в Таллине музея памяти "жертв коммунизма".
Особенно высоко такую идею поддержали молодые жители страны в возрасте от 18 до 29 лет. Против инициативы выступили 24% опрошенных. Исследование также показало, что подобный музей готовы посетить 65% респондентов.
Эстонский историк и публицист Владимир Илляшевич объяснил, почему молодые люди положительно оценивают создание такого музея.
"Эту идею поддерживает молодежь, потому что знающие люди понимают, что в этой тюрьме сидели не жертвы коммунизма, а коммунисты. А потом это была тюрьма, где сидели уголовники", – заявил эксперт Baltnews.
По словам Илляшевича, власти Эстонии проводят целенаправленную политику по "промывке мозгов" и насаждению мифа о "советской оккупации".
"Это историческая ложь, а создание подобных музеев – политический заказ для воспитания новых поколений в определенном духе. Они должны быть обязательно русофобами – это самое главное. Это нужно, чтобы сохранить рядом с Россией "санитарный кордон". Кстати именно эту цель всегда преследовала британская дипломатия", – отметил публицист.
После вхождения Эстонии в СССР тюрьма была преобразована в следственный изолятор, в качестве которого использовалась и новыми эстонскими властями вплоть до своего закрытия в 2002 году.
Идея создания музея памяти "жертв коммунизма" принадлежит главе МИД Эстонии Урмасу Рейнсалу. В 2019 году, еще будучи главой Минюста, он подписал договор о переустройстве Батарейной тюрьмы в музей.
Историк Владимир Симиндей, ранее комментируя для Baltnews инициативу Рейнсалу, отметил, что в глаза сразу бросается масштабность вложений государства в мемориальную политику по изображению прошлого: "Здесь Эстония предстает как некая "сакральная жертва коммунизма".
Политика исторической памяти, направленная на продвижение концепции о "советской оккупации", объясняет легитимность нынешних режимов в Прибалтике и оправдывает существование института "неграждан" в Эстонии и Латвии.