Специальная комиссия по борьбе с коррупцией, возглавляемая депутатами Катри Райк (Социал-демократическая партия) и Юргеном Лиги (Партия реформ), представила рапорт с обращением к премьер-министру Эстонии Юри Ратасу, в котором потребовали, чтобы министр финансов Мартин Хельме расторг договор с адвокатским бюро Freeh Sporkin & Sullivan LLP, задача которого – расследование дела по отмыванию денег через эстонский филиал Danske Bank.
Депутаты отмечают, что при заключении договора с бюро не было проведено тщательного "бэкграунд-чека". В итоге правительство допустило, что расследовать преступления будут люди, "связанные" с Россией.
Таким образом, оппозиция настаивает на том, чтобы правительство еще раз выслушало Финансовую инспекцию и Департамент внешней разведки, прочло различные рапорты на эту тему и разорвало отношения с Freeh Sporkin & Sullivan LLP.
Конфликт интересов
В начале июля министр финансов Мартин Хельме объявил о заключении соглашения с американской фирмой Freeh Sporkin & Sullivan LLP о предоставлении юридических услуг эстонскому государству в международных расследованиях, связанных с отмыванием средств. Общая стоимость контракта – 3 млн евро.
В качестве адвоката и члена команды, консультирующей Эстонию, Мартин Хельме нанял бывшего директора ФБР Луиса Фри. Однако решение главы Минфина подвергли жесткой критике: выяснилось, что Фри консультировал фирму Prevezon Holdings Limited, принадлежащую российскому бизнесмену Денису Кацыву. Его подозревают в отмывании денег через эстонский филиал Danske Bank.
Во избежание конфликта интересов Луис Фри покинул сферу юридических услуг и продолжил работу в консалтинговой фирме AlixPartners в качестве вице-председателя и члена правления.
"Шведское лобби"
По мнению экономиста Леонида Цингиссера, в Эстонии существуют силы, опасающиеся расследования в отношении отмывания денег. Их могут поддерживать в том числе и шведские банки.
В 2018 году стало известно, что через эстонское отделение Danske Bank в 2007–2015 годах прошел 201 млрд "сомнительных" евро. В этот период правящей политической силой в Эстонии была Партия реформ. Предполагается, что к отмыванию денег через Danske Bank мог быть причастен и Swedbank.