Эстонское образование в период коронакризиса: его качество вебинарами не сохранить

Депутат эстонского парламента Мария Юферева-Скуратовски в интервью Baltnews рассказала об эстонском образовании и как на нем отразился коронакризис.

Депутат Рийгикогу Мария Юферева-Скуратовски в интервью Baltnews рассказала о том, какие задачи после коронакризиса предстоит решить Эстонии в сфере образования, есть ли будущее в стране у русских школ и насколько иностранные студенты важны для эстонских вузов.

Мария Юферева-Скуратовски

– Г-жа Юферева-Скуратовски, на вашей странице в Рийгикогу указано, что целью вашей работы является обеспечение качественного и современного образования, а также создание безопасной и эффективной учебной среды. Какие шаги вы предпринимаете в этом направлении?

– Я глубоко убеждена в том, что качественное, классическое и отвечающее вызовам современности образование способно решить многие проблемы в обществе. Одна только сухая статистика говорит о том, что чем выше уровень образования у людей, тем выше уровень их дохода. На этом можно было бы начать и закончить говорить о важности образования для каждого человека.

Однако у современной молодежи складывается ложное впечатление, что классическое образование в университете, колледже или техникуме можно с таким же успехом заменить вебинарами, открытыми лекциями в интернете. Я считаю, что без системности в вопросе получения образования сложно получить хорошие знания. Есть, конечно, уникальные люди, которые и без специального образования по уровню эрудиции и смекалки переплюнут любого выпускника вуза, но такие люди скорее исключение из правил.

© Sputnik / Вадим Анцупов
Памятник "вечному студенту" Юлиусу, работы скульптора Тийу Кирсипуу был установлен у главного входа к 90-летию Таллинского Технического университета

Если говорить о шагах, которые предпринимаю я, то я регулярно высказываюсь на тему образования, доношу до фракции нашей партии актуальные проблемы русскоязычной молодежи, предлагаю возможности решения тех или иных вопросов. Но, наверное, особенно заметным стал проект "Маша и Медведь", который призван бороться с травлей в школах. Мы с Баруто (Кайдо Хевельсон – прим. Baltnews) и другими коллегами-депутатами приходим в школы, рассказываем ребятам о собственном опыте соприкосновения со школьной травлей. Это очень трогательный проект, потому что я вижу, насколько эта тема актуальна для ребят, и зачастую они не знают, как справиться со своими обидами и огорчениями.

– Какие плюсы есть у эстонского образования?

– Образование, которое дети получают в Эстонии, отвечает самым высоким мировым стандартам. Одно из подтверждений – высокие результаты детей при сдаче теста PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – прим. Baltnews). Этот тест измеряет навыки и знания детей по чтению, математике и естественным наукам.

Вступительные экзамены в университете

Наши ученики постоянно показывают хорошие результаты по всем показателям и находятся в первой десятке в мире по некоторым дисциплинам. Также важно, что в Эстонии все чаще в школах работают молодые люди, и профессия учителя снова начинает обретать уважение в обществе.

– Какие проблемы в эстонском образовании выявил коронакризис?

– Думаю, что коронакризис обнажил схожие проблемы во всех странах. Нет единой платформы для э-обучения, для ряда школ и учителей временный переход на преподавание в интернете стал шоковой терапией – школы оказались с очень разным уровнем подготовки к такому форс-мажору.

Многие дети не готовы к самостоятельной работе, а для родителей домашняя форма обучения стала огромным испытанием. Однако в этой ситуации можно найти массу плюсов – после того, как мы узнали, в чем наши слабые и сильные стороны, можно двигаться вперед и решать возникшие вопросы.

© Sputnik / Вадим Анцупов
Таллинский технический университет

– Какие последствия в сфере образования правительству Эстонии теперь предстоит решить?

– Пока я не вижу каких-то особенных последствий, скорее, есть конкретные задачи, о которых я говорила выше. Вот ими и предстоит заняться. Одна из таких задач – решить, нужно ли создавать единую платформу для э-обучения. Возможно, для тех школ, которые заранее были готовы к полному переходу на удаленное обучение, этот вопрос не актуален. А те школы, которым было сложно перестроиться, нуждаются в такой поддержке со стороны Министерства образования.

– Как вы оцениваете ситуацию с недопуском иностранных студентов в страну?

– В данном случае мы говорим не столько об иностранных студентах, сколько о мерах профилактики распространения вируса. Те иностранные студенты, которые уже учились в вузах Эстонии, продолжат свое образование.

© Sputnik/ Денис Пастухов
Тартуский университет

– Насколько иностранные студенты важны для эстонских вузов?

– Я уже говорила, что чем больше образованных людей, тем лучше. А иностранные студенты – это давно уже привычное и позитивное явление для любого учебного заведения. Я сама иностранный студент.

– Каким вам видится образование Эстонии в будущем?

– Я думаю, следует стремиться к тому, чтобы получаемое образование отвечало вызовам времени и требованиям современного рынка труда. В идеале система образования должна чуть-чуть опережать время и работать на перспективу. Потому что для молодого человека недостаточно просто получить хорошее образование, важно оказаться востребованным на рынке труда. В целом, эстонское образование на хорошем уровне, но нет предела совершенству.

– Есть ли будущее у русских школ в стране?

– Да, будущее есть. До тех пор, пока есть запрос от родителей и готовность властей идти навстречу этому запросу, русские школы продолжат свою работу.