Вагон идеологического фетиша: зачем в Эстонии множат страдания своего народа

У каждой страны есть право на собственную трактовку тех или иных событий. Но одно дело – это трактовка, а другое – отрицание очевидных исторических фактов. Большая проблема отмечаемых в Эстонии траурных дней, связанных с советским периодом, заключается в их однобокости.

Пиар на страданиях эстонского народа давно стал неотъемлемой частью идеологии современной Эстонии. Поскольку задать положительный вектор развитию страны из-за экономических неурядиц и желания выслужиться перед западными союзниками у местных политиков не получается, то им не остается ничего другого кроме как спекулировать на негативе. 

Идеологический вагон 

На днях на центральной площади Таллина – Вабадузе (Свободы) появилась инсталляция "Вагон слез" – наполненный голубыми шарами железнодорожный вагон, который должен был символизировать слезы депортированных советской властью в 1941 году жителей Эстонии.

"Людей отправляли в Сибирь в вагонах для скота. Таких вагонов было 490, восемь эшелонов. Инсталляция – это то, как мы это видим. Мы сделали современнее и наполнили вагон голубыми шарами – слезами депортированных людей", – сказала "Актуальной камере" исполнительный директор Эстонского института по правам человека Аэт Кукк.

Казалось бы, обычный символический жест в память о репрессированных. Ведь жертв сталинских репрессий вспоминают и в России. И все было бы правильно, если бы не одно "но" – в Эстонии подобные мероприятия давно получили однозначную идеологическую увязку с современной политической конъюнктурой – требованием покаяния и компенсаций от современной России. 

В частности в своей статье в газете Eesti Päevaleht министр по делам народонаселения Эстонии Рийна Сольман призвала посла России в Таллине возложить венок к упомянутому вагону в память о жертвах депортаций, за которые нынешняя Россия якобы также несет ответственность.  

Побывавший возле вагона и стены памяти на мемориале жертвам коммунизма на Маарьямяэ спикер парламента Хенн Пыллуаас тоже не остался в стороне.

"Июньская депортация, последовавшие за этим военные годы, новые организованные коммунистическим режимом депортации в 1945, 1949 и 1951 годах оставили неизгладимый след. Пережитая трагедия тяжелой печатью въелась в души нашего народа. Она остается с нами из поколения в поколение", – заявил Пыллуаас. Возле "Вагона слез" отметилась и президент Эстонии Керсти Кальюлайд. 

Тут вижу, а тут не замечаю

Безусловно, у каждой страны есть право на собственную трактовку тех или иных событий. Чем Эстония в полной мере и пользуется. Однако одно дело – это трактовка, а другое – упорное отрицание очевидных исторических фактов. Большая проблема как этого, так и других отмечаемых в Эстонии связанных с советским периодом траурных дней (а это вдобавок к 14 июня также День памяти жертв коммунизма и нацизма 23 августа, День сопротивления 22 сентября и День советской бомбардировки Таллина 6 марта) заключается в их однобокости. 

Осуждая советские репрессии в Эстонии, не принято, например, вспоминать о тысячах доносов, которые написали сами эстонцы друг на друга в период депортаций. А ведь многие из последних как раз и послужили причиной насильственного переселения людей.

Кроме того, официальный Таллин вырывает события тех лет из общего исторического контекста, когда репрессии происходили по всему Советскому Союзу.

Не упоминают организаторы траурных мероприятий и о том, что называемые "террористическими" советские бомбардировки Таллина в марте 1944 года были нацелены на уничтожение совершенно конкретных объектов инфраструктуры, связанных с войсками гитлеровской Германии. 

Даже при описании того, как 22 сентября 1944 года с башни Длинный Герман советскими солдатами был снят эстонский флаг, местные политики предпочитают не замечать, что рядом с ним тогда развевался и гитлеровский флаг со свастикой. Что и говорить – неудобные факты, которые могут бросить тень на идеологическую основу публичных антироссийских "страданий". 

© РИА Новости
Жители беседуют с советскими танкистами, освободившими Таллин, 1944 год

На пути к новой "бронзовой ночи"

Можно не сомневаться в том, что избирательный подход к трудным моментам в истории Эстонии служит единственной цели – очернению русских и демонизации современной России в угоду западным союзникам. Притом делается это на фоне замалчивания преступлений, совершенных в Эстонии немцами. 

О последних официальный Таллин вспоминает крайне неохотно – в основном лишь 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, отмечаемый в стране из-за повышенного внимания со стороны еврейской общины. Что это, если не двойные стандарты? 

Вместо того чтобы попытаться совместно с Россией (в сторону которой направлены все обвинения) разобраться в общей истории и подвести под знаковые даты идеологию примирения, в Эстонии продолжают разжигать конфликты. К чему это может привести, наглядно показали "бронзовые" события марта 2007 года. Но, видимо, подобное развитие событий кому-то на руку. Пока это так, межнациональное примирение в Эстонии точно не наступит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.