Инспекция труда Эстонии погрязла в звонках и электронных обращениях с жалобами от эстоноземельцев, потерявших работу или часть зарплаты. Кроме того, прогнозируется и рост заявлений, которые должна будет рассмотреть комиссия по трудовым спорам.
При этом в настоящий момент работа комиссии приостановлена, поэтому рассмотрение заявлений может занять гораздо больше времени. В эфире "Радио 4" заместитель гендиректора Инспекции труда Меэли Мийдла-Ванаталу ответила на самые важные вопросы по работе инспекции.
На вопрос журналиста о возможных задержках при рассмотрении обращений в Инспекцию труда, связанных с ростом заявлений в комиссию по трудовым спорам, она ответила, что пока они только ищут способ работать в условиях режима чрезвычайной ситуации и обращения могут рассматриваться более 45 дней.
"По закону комиссия должна рассмотреть дело в течение 45 дней, но уже две недели у комиссии не было возможностей работать и многие заседания перенесены. Мы сейчас пытаемся найти способы продолжить рассмотрение дел в условиях чрезвычайного положения. В течение недели выяснится, сможем ли мы это сделать. Если же комиссия работать не сможет, то ничего не поделаешь, время рассмотрения составит более 45 дней. Надеемся, что это все равно будет быстрее, чем рассмотрение дела в суде", – подчеркнула Мийдла-Ванаталу.
По ее словам, больше всего эстонских работников волнует, как и насколько работодатель имеет право уменьшить заработную плату. Этот вопрос крайне актуален, поскольку из-за коронавируса и его экономических последствий многие предприятия сокращают количество сотрудников, урезают зарплату или вовсе закрываются.
"Может ли он (работодатель – прим. Baltnews) делать это (уменьшать заработную плату – прим. Baltnews) в одностороннем порядке? Здесь ответ один. По закону стороны должны переговорить и изменить трудовой договор по итогам. Это делается в письменной форме.
В связи со вспышкой коронавируса работодатель имеет право урезать зарплату и в одностороннем порядке, но не дольше, чем на три месяца за 12-месячный период. Если работодатель прибегает к такой возможности, он должен предупредить работника в письменной форме и сослаться на статью 37 Закона о трудовом договоре. И работодатель должен дать работнику возможность высказать свое мнение, он может предложить варианты, например, сокращение", – отметила она.
По словам Мийдла-Ванаталу, в случае если работник не согласен на урезание зарплаты, он может расторгнуть трудовой договор, "ссылаясь на пятый абзац статьи 37, которая дает право на получение компенсации от работодателя и Кассы по безработице, как и в случае сокращения".
"Работнику в таком случае следует подать заявление за пять дней до начала периода сокращения зарплаты. Помимо зарплаты работник в таком случае получит компенсацию в размере средней зарплаты за один месяц. Если он проработал на предприятии по меньшей мере пять лет, то Касса по безработице также выплатит ему компенсацию в размере одного среднего месячного заработка", – добавила заместитель гендиректора Инспекции труда.
Она также отметила, что в одностороннем порядке возможности отправлять сотрудника в неоплачиваемый отпуск у работодателя по закону нет:
"Неоплачиваемый и частично оплачиваемый отпуск возможен только по согласию сторон. В таком случае требуется четкое согласие работника. При споре у работодателя должны быть доказательства согласия работника".
"Если же говорить о договорах подряда или поручения, то в таком случае вышеупомянутых социальных гарантий у работника нет и возможность компенсации будет зависеть от условий конкретного договора. Если заказ не выполняется, то согласно Закону о трудовом договоре компенсация не полагается", – заключила Мийдла-Ванаталу.