В своих высказываниях касательно договора об эстонско-российской границе спикер Рийгикогу и замглавы Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Хенн Пыллуаас опирается исключительно на свое личное понимание вопроса и Конституцию Эстонской Республики. Так он объяснил свою позицию парламентской комиссии по иностранным делам.
Специальная комиссия желала получить информацию о недавних высказываниях Пыллуааса, связанных с договором об эстонско-российской границе, которые были истолкованы Москвой как мнение Рийгикогу.
Выслушав его объяснения, комиссия порекомендовала Пыллуаасу на будущее при обсуждении данного договора пояснять, что эта позиция является исключительно его личным мнением.
"Прошедшее сегодня обсуждение крайне необходимо. Мы уточнили наши позиции и рекомендовали спикеру Рийгикогу в своих выступлениях подчеркивать, что речь идет о его личном мнении", – сообщил член Центристской партии и председатель комиссии Энн Ээсмаа.
Как подчеркнул Ээсмаа, все ранее принятые правительством Эстонии и Рийгикогу постановления и документы касательно этого договора действительны, пока в них не будут внесены изменения.
"Действующий состав Рийгикогу пока еще не принял постановлений по этому вопросу. Но это не значит, что постановления, принятые предыдущим составом, стали недействительны", – добавил председатель комиссии.
В недавнем интервью Пыллуаас заявил, что правящая коалиции не будет ратифицировать пограндоговор с РФ, подписанный в 2014 году.
"Позиция [правительственной] коалиции состоит в том, что мы не будем продвигаться с ратификацией пограничного договора", – сказал тогда Пыллуаас.
Отвечая на вопрос о том, как следует поступить Эстонии, если Россия первой ратифицирует пограничный договор, спикер эстонского парламента заявил, что делать ничего не нужно.
"Ничего делать не следует. Несомненно, нам не следует его ратифицировать. Если мы заключим новый договор о границе и откажемся от тех территорий, это будет иметь огромные юридические последствия. Во-первых, мы аннулируем Тартуский мирный договор. В связи с этим аннулируется и наша правопреемственность, что означает автоматическое изменение состава наших граждан и т. д. Это исключительно опасный путь", – отметил Пыллуаас.
Напомним, впервые российско-эстонский договор о границе впервые был подписан в 2005 году. При его ратификации Эстония в одностороннем порядке включила в соответствующий закон преамбулу, содержащую ссылки на Тартуский мирный договор 1920 года между Эстонией и Советской Россией. Тогда Москва отозвала свою подпись.
Во второй раз он был подписан в 2014 году. Со стороны Эстонии подпись под соглашением поставил министр иностранных дел Урмас Паэт. С российской стороны – министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Однако процесс ратификации затянулся. При этом власти Эстонии обвиняли в этом именно российскую сторону.
В Москве, в свою очередь, ссылаются на договоренности, которые не исполняет эстонская сторона. Согласно им, обе стороны должны были "обеспечить нормальную, неконфронтационную атмосферу по отношению друг к другу со стороны правящих кругов".