Прибалтийские СМИ саботируют диалог Путина и президента Эстонии

© РИА Новости

Эстонская общественная телерадиовещательная корпорация (ERR) запустила информационную кампанию, призванную сорвать возможный приезд президента России Владимира Путина в Эстонию в 2020 году.

Дипломатия Кальюлайд

Новость о том, что президент Эстонии Керсти Кальюлайд отправила официальное приглашение российскому лидеру Владимиру Путину посетить VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов, намеченный на июнь 2020 года, появилась 15 октября. 

Само собой, российские СМИ тут же ее подхватили – не каждый день высокопоставленный политик из Прибалтики, известной своей "любовью" к России, приглашает Путина в гости. 

Российский эксперт по странам Балтии Александр Носович очень точно подметил: приезд президента РФ стал бы не просто значимым событием в российско-эстонских отношениях, а вошел бы в школьные учебники. Почему?

"За всю постсоветскую историю России ее президенты еще никогда не посещали страны Прибалтики", – отвечает Носович.

Безусловно, такой дипломатический жест эстонского президента, способный позитивно повлиять на российско-балтийский диалог, мог прийтись не по вкусу сторонникам жесткой линии в отношении России. Почувствовав, что антироссийская "блокада" может не выстоять, в Эстонии, похоже, начали действовать. 

Приглашение, которого нет

21 октября на сайте rus.err.ee появилась примечательная новость под заголовком "Керсти Кальюлайд еще не получила приглашение посетить Москву 9 мая". Интересна сама формулировка ответа корреспонденту ERR: "Канцелярия президента не получала приглашение посетить Москву 9 мая". Обычно в таких случаях журналист может и не публиковать ответ, но здесь – другой случай.

Важно было вбросить информацию и натолкнуть читателя на размышления. Во-первых, о том, станет ли Кремль направлять официальное приглашение президенту Эстонии. А во-вторых, о том, стоит ли Кальюлайд его принимать, если оно поступит.

© Sputnik/ Владимир Астапкович
Президент России Владимир Путин встречается с президентом Эстонии Керсти Кальюлайд в Москве, 18 апреля 2019 года

Совпадение или нет, но именно с подачи ERR началось дальнейшее раскручивание темы. Сначала "в атаку" пошли "эксперты", выразившие скепсис относительно результативности новой встречи Путина и Кальюлайд (первая их встреча состоялась в апреле в Москве – прим. Baltnews).

Спустя три дня эстонский политолог Пеэтер Тайм в эфире ETV+ также раскритиковал возможный приезд президента на праздник 75-летия Победы, отметив, что пока причины введения антироссийских санкций не устранены, поддерживать тесные дипломатические отношения с Россией Эстонии нельзя.

Cпустя две недели в ход пошли мнения высокопоставленных политиков. В начале ноября ERR опубликовал интервью министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу, в котором он напрямую рекомендовал Кальюлайд не ехать в Россию на 9 мая.

Позже стало известно, что представители всех парламентских партий, кроме Центристской, выступают категорически против визита президента Эстонии в Москву.

"Это [9 мая] не дата окончания Второй мировой войны, а на самом деле дата оккупации половины Европы, дата начала кровавых и жестоких репрессий, депортаций, арестов", – заявил спикер Рийгикогу, член Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Хенн Пыллуаас.

Кальюлайд пришлось "объясниться" и пообещать, что, если приглашение поступит, она обязательно обсудит его с партнерами и союзниками, хотя решение о поездках в зарубежные страны и участии в том или ином мероприятии принимает исключительно президент.

По словам директора Второго европейского департамента МИД России Сергея Беляева, Москва направила приглашения в адрес руководителей некоторых стран Северной Европы и Прибалтики. Однако не известно, была ли в их числе Эстония.  

В своем недавнем интервью EurActiv, опубликованном 20 ноября, Кальюлайд сообщила, что ее канцелярия пока ничего не получала.

В итоге президент Эстонии оказалась в странной ситуации: в прессе стали обсуждать приглашение, которого еще не поступало. По сути, эстонские СМИ ей фактически навязали очередной приезд в Россию, а Кремлю – нового гостя. Однако зачем?

Политический шпагат

Апрельский визит Кальюлайд в Москву стал неожиданностью как для России, так и для Прибалтики. Однако вряд ли стоит полагать, что ее встреча с Путиным не была ни с кем не согласована.

Тем не менее в той ситуации президент Эстонии поступила как самостоятельный политик. Тогда ее интересовала поддержка Кремля в избрании Эстонии в качестве непостоянного члена Совбеза ООН и создание личных контактов с президентом Путиным – одним из наиболее влиятельных политических лидеров.

Ее визит не привел к немедленному улучшению российско-эстонских отношений, но зато открыл "окно возможностей" для отраслевых министров.

Уже в июне министр экономики и инфраструктуры Таави Аас принял участие в Петербургском международном экономическом форуме, а в августе министр образования и науки Майлис Репс встретилась в Казани со своей российской коллегой Ольгой Васильевой. 

Разумеется, на фоне поступившего от Эстонии приглашения на финно-угорский конгресс президента РФ и такой позитивной динамики в российско-эстонских контактах с позиции Кремля было бы недипломатичным забыть о Кальюлайд.

Тем более, что свое участие в торжествах уже подтвердили главы 17 стран. Могли ли думать об этом в ERR, когда решили раскрутить тему с приглашением на 9 мая? Не исключено.

Теперь, если Кремль не пригласит Кальюлайд в Москву, под угрозой окажется возможный визит Путина в Тарту. В эстонских СМИ Россию выставят как невежу, а в российских изданиях Эстонии припомнят все ее негативные выпады в адрес России.

"Патриоты" заявят, что, мол, этого стоило ожидать и российско-эстонские отношения обречены оставаться напряженными. В Москве же ближе к июню сочтут, что Прибалтика не представляет для России значимого интереса и визит Путина в Эстонию лишь дискредитирует РФ. Националисты восторжествуют, а российское и эстонское медиапространство вновь захлестнет волна взаимных упреков и обвинений.

"Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать", – гласит известная цитата американского писателя Марка Твена. Применительно к медиа она могла бы звучать следующим образом: "Если бы СМИ могли что-то изменить, они давно стали бы вне закона".

Но не в этот раз. Новостные издания если и не влияют на принятие политических решений, то, по крайней мере, формируют повестку дня и информационный фон. И эстонские СМИ в этом хорошо преуспели. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.