Пирамида Маслоу перевернулась: почему европейцы все меньше верят в "ценности"

Граффити на стене

Любовь Безродная

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Западная пропаганда перестает оказывать такой же эффект, как в самом начале спецоперации России на Украине. Жители Европы все чаще задумываются о собственном благосостоянии и все меньше переживают за Незалежную.

После начала спецоперации России на Украине, особенно в конце февраля и начале марта, все западное сообщество сплотилось перед образом единого "врага" в лице Москвы. Речь идет не только о политиках стран ЕС и США, которые с первых дней конфликта начали вводить санкции и накачивать Киев оружием. Западное общество тоже было настроено весьма решительно, перейдя от сочувствия Украине к откровенной русофобии.

Но спустя несколько месяцев простые европейцы и американцы начали уставать от украинской темы – особенно на фоне инфляции, повышения цен на топливо и коммунальные тарифы, удорожании жизни в целом. Сегодня в Европе уже назрел раскол общества относительно наилучшего варианта завершения СВО. Причем большая часть жителей ЕС склоняются к варианту, в котором мир нужно достичь любой ценой, пусть даже и территориальными уступками со стороны Украины.

Еврораскол назрел

Постепенно тема украинского кризиса уходит с первых полос западных изданий, а политики меняют свою риторику. Конечно, смягчать санкции против России никто не собирается, но все чаще звучат заявления о том, что Украине нужно пойти на уступки, чтобы достичь мира.

Причем подобные идеи можно услышать не только от оппозиционных политиков, а даже от официальных лиц. Так, президент США Джо Байден уклонился от ответа о территориальных уступках со стороны Украины, отметив, что это будет решать сам Киев. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, как отмечает издание Telepolis, во время своего визита в Финляндию вообще прямым текстом заявил, что Незалежной нужно быть готовой пойти на такие уступки. Он особо подчеркнул, что отвергает идею военного решения российско-украинского конфликта.

Вполне логично, что после таких высказываний, идея закончить украинский кризис любым путем, пусть даже тем, который не устроит Украину, распространилась и в западном обществе.

Согласно данным опроса Европейского совета по международным отношениям (ECFR), 35% респондентов из десяти стран ЕС выступают за скорейшее достижение мира. Только 22% опрошенных хотят "справедливости", то есть восстановления территориальной целостности Украины. Еще 20% европейцев разделяют "антироссийские настроения", но так же опасаются роста напряженности.

Опрос проводился в Финляндии, Франции, Германии, Италии, Польше, Португалии, Румынии, Испании, Швеции и Великобритании. Конечно, результаты показывают, что поддержка Украины остается достаточно высокой. Однако внимание общества все же сместилось на другие, более важные для европейцев вопросы.

Мир vs. справедливость

Сегодня больше всего общество беспокоят растущие цены на энергоресурсы, которые отражаются и на их кошельке. Например, 15 июня стоимость июльских фьючерсов на газ на хабе TTF в Нидерландах за день выросла на 21,86% на фоне сокращения поставок по "Северному потоку".

Инфляция в Германии (одной из самых устойчивых экономик ЕС) ускорилась до 8%, обновив полувековой рекорд. Потребители вынуждены экономить на электричестве, а из-за стоимости бензина пересаживаться с личного автотранспорта на общественный, ограничивать количество покупаемых продуктов.

"Люди, которые ранее покупали 4-5 килограммов, чтобы прожить неделю, теперь покупают 1-1,5 килограмма, чтобы прожить день или два", – отметил представитель Федерации производителей фермерских рынков Греции Димитрис Пациас в местном издании Newsbeast.

Вполне естественно, что на фоне таких потрясений, обывателей все меньше и меньше заботит вопрос украинского кризиса и даже причины его возникновения.

Общество постепенно раскалывается на партию "мира", которая хочет закончить конфликт любой ценой, пусть даже Украине придется поступиться частью земель, и партию "справедливости", как назвали ее составители доклада ECFR. Вторая часть общества в ЕС ратует за сохранение территориальной целостности Украины и хочет "наказать" Россию.

Соавтор доклада ECFR об изменении отношения к России Марк Леонард отметил, что пропасть между сторонниками этих двух блоков может быть "столь же разрушительной, как и пропасть между кредиторами и должниками во время кризиса еврозоны", хотя еще недавно европейцы удивляли своим единством в отношении Москвы.

Независимый политолог Александр Асафов в беседе с Baltnews рассказал, что в подобных опросах есть определенные проблемы формулировок. Граждане Европы по большей части не испытывают антироссийских настроений, поскольку не очень себе представляют, что такое Россия. Грубо готоря, это как пытаться выяснить у африканцев их отношение к снегу.

"У жителей западных стран информация есть только из медиа, транслирующих однообразную антироссийскую повестку. Сведения о России у стран, особенно у тех, которые с ней не граничат, весьма отрывочные, эпизодические и не способствуют адекватной оценке ситуации. Опросы, проведенные в ЕС, оценивают преимущественно медийную картину и отношение к ней – насколько общество разделяет ту жесткую позицию против РФ, которая на него льется из всех источников.

Но при этом общество настолько перегрето, а объяснение экономических и социальных проблем действиями РФ насколько неубедительно, что жители уже иначе оценивают ту медийную картину, которую перед ними рисуют. Они понимают, что ситуация неоднозначна, а то, что они слышат из СМИ – скорее всего вранье. Именно поэтому все больше людей говорит о том, что нужно прекратить конфликт и достичь мира", – отметил эксперт.

Асафов считает, что на Западе необходимо менять атакующий Россию медийный контент, поскольку многими он воспринимается уже как провокация Москвы. Европейцы считают, что РФ, возможно, себя так ведет из-за попыток расчеловечить эту страну, а также стереть ее из прошлого, настоящего и будущего.

"22% опрошенных еще находятся в плену пропаганды, но очень много респондентов хотят, чтобы этот конфликт поскорее закончился, и вернулась их привычная жизнь без инфляции, экономических проблем, удорожания продуктов питания и прочее. В этом и выражена позиция тех 35%, которые хотят достичь мира любым способом. Этот информационный иммунитет и скептицизм к той позиции, которую европейцам транслируют политики и СМИ, будет усиливаться, а цифры будут расти", – резюмировал политолог.

Пропаганды тихие вздохи

Конечно, нельзя однозначно сказать, что пропаганда западных СМИ перестала работать. Согласно опросу ECFR, большинство жителей европейских стран по-прежнему выступают за разрыв экономических, культурных и дипломатических связей с Россией.

В Польше процент граждан, которые придерживаются такой точки зрения и вовсе достигает 71%. Также 58% европейцев хотели бы снизить зависимость от российских энергоносителей, причем даже в ущерб климатическим целям. Оговорка дельная.

Одновременно отказаться от российских углеводородов и достичь всех целей по углеродной нейтральности не получится. Напротив, нужно будет притормозить "зеленые" проекты. Но население готово идти на это. А вот жертвовать собственным благосостоянием граждане европейских стран не торопятся.

Отвечая на вопрос о том, что их больше всего беспокоит в конфликте России и Украины, жители Германии, Италии и Франции назвали растущую стоимость жизни и цены на энергоносители. Граждан Швеции, Великобритании и Польши беспокоит угроза иного рода – вероятность ядерной войны. Но чего бы ни боялись европейцы, становится понятно, что жертвовать собой ради Украины они не будут. Если в самом начале наблюдался ажиотаж и стремление помочь Киеву любой ценой, то сегодня каждый начинает думать о себе.

Профессор, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич отметил в беседе с Baltnews, что для западных политиков был очень важен момент новизны. Они были обязаны им воспользоваться, и они это сделали. Но когда стало понятно, что спецоперация – это вопрос не недели и не двух, развернулась вся мощь европейской и американской пропаганды.

"В отличие от 50-х, 60-х и даже 70-х годов прошлого века, уровень контроля властями стран над своими СМИ резко увеличился. Долгие десятилетия в каждой из европейских стран были свои "правые", "левые", "центристы", "консерваторы" и т.д. Теперь же все выстраивается под конкретные задачи.

Сейчас цель заключается в том, чтобы оттянуть собственный крах за счет консолидации населения на антироссийской пропаганде. Но при этом западное общество все равно не едино в своей оценке происходящего. Этот ресурс пропаганды не бесконечен и если в ближайшее время не произойдет каких-либо радикальных побед, то Европа начнет уставать от поддержки киевского режима.

Причем контрнаступление на Донбасс, о чем сейчас часто говорят на Украине, такой победой считаться не будет, даже если теоретически операция пройдет успешно. На Западе это будет рассматриваться в качестве позиционных сражений, но никак не радикальных.

В украинской армии нет своего "Наполеона", а Владимир Зеленский в качестве верховного главнокомандующего показал себя не с лучшей стороны и никого не смог впечатлить. Именно поэтому новый мощный толчок пропаганды возможен только при взятии украинскими войсками Белгорода, Брянска или Ростова. Украинские политики периодически заявляют о том, как они будут брать российские территории. Но нельзя постоянно обещать и не делать этого, ведь рано или поздно общество устанет слушать только о "великих планах", – считает президент Ассоциации прибалтийских исследований.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме