Акцию оппозиции в Тбилиси спровоцировал скандал вокруг приезда в Грузию депутата Госдумы Сергея Гаврилова в качестве президента ГА Межпарламентской ассамблеи православия. Заседание ассамблеи проходило в грузинском парламенте, где парламентарий занял кресло председателя и стал говорить на русском языке.
Это спровоцировало моментальную реакцию со стороны оппозиционных прозападных фракций "Единое национальное движение" (партия, созданная экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили – прим. Baltnews) и "Европейская Грузия", которые заявили, что власти "продали родину", предоставив Гаврилову почетное место – в кресле главы парламента в зале заседаний. Ближе к вечеру у здания парламента собрались протестующие, требовавшие отставки председателя парламента Ираклия Кобахидзе, а также глав МВД и службы госбезопасности.
Также оппозиция потребовала отказа от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов, когда половина парламента избирается по одномандатным округам, а другая половина – по партийным спискам.
По мнению российского политолога, доцента факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрея Суздальцева, грузинская оппозиция использовала российскую делегацию как инструмент во внутриполитической борьбе.
"Парламент для них – это сакральное место. Их (российских парламентариев – прим. Baltnews) подставили и использовали как катализатор резкого обострения страстей на политическом поле", – отметил он в беседе с Baltnews.
Суздальцев добавил, что русофобия и фактор России играют существенную роль во внутренней политике Грузии. Так, на политическом поле наибольшей популярностью пользуются именно те силы, которые заявляют, что Россия – "враг", "оккупировавший" грузинские территории – Абхазию и Южную Осетию.
Кроме того, смена избирательной системы выгодна оппозиции: в грузинском парламенте низкий (3%) проходной барьер, и выборы по пропорциональной системе дали бы ей простор для самых различных коалиций.
Ранее премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе обвинил оппозиционных политиков в попытках воспользоваться "искренним протестом" грузинского народа в целях политического реванша.