"Структурный дефицит уже существует около года, если не больше. Бюджет уже давно не был под контролем, если судить по косвенным показателям. Все говорило о том, что денег на текущие расходы не было. Мы жили в счет будущих доходов, а будущие доходы не покрывали те расходы, которые были запланированы. Если я не ошибаюсь, запланированных расходов у нас в бюджете около 70-80%, что достаточно много", – заявил эксперт в беседе с Baltnews.
По его мнению, Эстония не смогла использовать деньги, выделяемые Евросоюзом, в нужном для страны направлении.
"Мы ничего практически не зарабатывали и жили на дотациях, которые составляют порядка 10%, а именно около одного миллиарда евро. Поэтому такой разрыв. По сути мы жили на дотационные деньги, то есть деньги, которые выделялись на дальнейшее развитие. Мы их просто проедали", – отметил Цингиссер.
По словам экономиста, нынешнее руководство страны не могло не знать о существующих проблемах в бюджете, поскольку новое правительство – это на две трети старое правительство.
"Идя на выборы и обещая повышение пенсий, они четко знали, что денег нет. Только сейчас они об этом честно сказали. Выходит, что либо они бешено не компетентны, либо они откровенно врали", – заметил он.
В четверг, 30 мая, правительство намерено утвердить бюджетную стратегию на период 2020–2023 годы. Речь будет идти о заморозке повышения зарплат госслужащим – учителям, спасателям, полицейским, социальным работникам и работникам культуры. Также коалиция отказалась от обещания повысить расходы на науку с 0,71% до 1% ВВП. Кроме того, было решено пересмотреть финансирование ряда инфраструктурных проектов, например, проекта по обустройству восточной границы.
Как сообщалось в СМИ, в связи с уменьшением объема государственного бюджета уже в следующем году министерства должны будут сократить свои затраты на 3,2%, в 2021 году – на 4,4%, в 2022 году – на 1,7%, а в 2023 году – на 1,8%.