В апреле 1945 года ни у кого не оставалось сомнений, что Третий Рейх доживает свои последние дни. С середины месяца Восточный фронт стал проходить по линии Берлина: советские войска наступали на город силами нескольких армий и уже готовились водрузить флаг победы над Рейхстагом.
В этот критический момент Гитлер назначил командующим обороны Берлина генерала Гельмута Вейдлинга, которого днем ранее приказал расстрелять якобы за несанкционированный перенос своего штаба. Вейдлинг приехал прямо в бункер, где пряталось высшее руководство нацистского Рейха, и доложил, что его штаб находится почти на передовой. Тогда Гитлер передумал расстреливать Вейдлинга, а 24 апреля назначил его командующим обороной Берлина. "Лучше бы Гитлер оставил в силе приказ о моем расстреле", – сказал Вейдлинг, узнав эту новость. Но назначение принял.
Оказалось, на Гитлера произвела впечатление смелость не бежавшего с передовой генерала. У него ведь уже не оставалось практически ни одного стоящего командира для обороны города, которую он планировал превратить в немецкий вариант битвы за Москву: разгромить советскую армию в оборонительном сражении и перейти в контрнаступление. Гитлер упорствовал до последнего: "Если Берлин попадет в руки противника, то война будет проиграна". Конечно, планы фюрера не мог бы реализовать и самый лучший полководец.
День за днем силы немецкой обороны, склеенные из остатков разбитых и потрепанных частей, из ополченцев и подростков гитлерюгенда, отступали и сдавались. Каждый день Вейдлинг докладывал Гитлеру об обстановке. 30 апреля, когда даже Гитлеру стало понятно, что борьба бесперспективна, он убил свою любимую собаку, а затем он и его жена Ева Браун покончили с собой. Узнав об этом, утром 2 мая генерал Вейдлинг сдался в плен русским, подписал акт о капитуляции и приказал оставшимся немецким войскам в Берлине прекратить сопротивление.
"30 апреля 1945 года фюрер покончил с собой, оставив на произвол судьбы всех, кто присягал ему на верность. Согласно последнему приказу фюрера, вы, немецкие солдаты, должны быть готовы продолжать бои вокруг Берлина, несмотря на то, что ваши боеприпасы на исходе, и в сложившемся положении дальнейшее сопротивление бессмысленно. Я приказываю немедленно прекратить всякое сопротивление", – заявил генерал в своем обращении немецким солдатам.
Битва за Берлин закончилась. 3 мая Вейдлинг уже давал показания советским следователям при Разведштабе 1-го Белорусского фронта.