Во время интервью на радиостанции Vikerraadio эстонскому премьер-министру задали конкретный вопрос: "Юри Ратас, не могли бы вы, пожалуйста, разъяснить слушателям, как вам все-таки удалось убедить лидеров партий EKRE и Isamaa сохранить русскую школу в Эстонии?".
На что политик ответил: "Ну конечно, могли пойти еще хуже, плохо, когда в Эстонии вообще нет правительства, и, видимо, поэтому некоторые политики не баллотируются в Рийгикогу, что там сейчас, скажем так, комната с пятью углами, и каждый сидит в своем углу, никакого сотрудничества нет. И, наверное, каждый…".
Журналист попытался перебить Ратаса и вновь задать уточняющий вопрос, но ему не удалось, и премьер добавил: "Точно, точно! И каждый говорит, что нарисуем жирные красные линии…".
Ратас определенно не хотел прямо отвечать на этот вопрос, недвусмысленно намекая, что у центристов, национал-консерваторов и отечественников действительно разные взгляды по этому вопросу, но при этом при формировании коалиции требовалось чем-то жертвовать.
"Мои избиратели хотели, чтобы я действовал в политике, чтобы сумел реализовать свою платформу и программу. Но я скажу, что еще важнее работать в интересах Эстонии, чем в интересах одной партии, и это точно мой девиз, как премьер-министра", – заявил он.
Это несколько контрастирует с заявлением видного центриста, мэра Таллина Михаила Кылварта, который по итогам подписания коалиционного договора в начале апреля заявил, что русская школа была спасена.
"Мы имеем коалиционный договор, в котором нет изменения Закона об основной школе и гимназии, то есть нет перевода на эстонский язык. А также есть определенные подвижки в вопросе гражданства. Я не мог не проголосовать за этот коалиционный договор", – подчеркнул Кылварт.
Вместо того чтобы рассказывать о том, как будет развиваться русская школа Эстонии, Ратас стал говорить о важности преподавания эстонского языка. Он отметил, что его знание уравнивает возможности на рынке труда. Данный тезис он, очевидно, перенял у сторонников постепенного перевода детских садов и школ на государственный язык.
"Это все-таки существенный вопрос, как мы повысим качество преподавания эстонского языка, и это вновь, я думаю, взгляд все-таки в будущее с прицелом на молодежь, что если эти молодые люди когда-то отправятся дальше учится в ВУЗы или пойдут работать, что тогда все-таки, по моему мнению, несправедливо, что если я, например, родом из русскоязычной семьи, то тогда моя возможность конкурировать с другими намного ниже, и это, я считаю, должна быть забота государства, а не только школы, как господин Арп Мюллер (ведущий передачи на Vikerraadio – прим. Baltnews) здесь спрашивает, но уже и начиная с детского сада", – заявил лидер Центристской партии.