Пять лет назад, в 2014 году, Россия и Эстония подписали между собой договор о границе, который так и не вступил в силу, поскольку не ратифицирован. Пока Эстония считает, что в задержке виновата Россия, в РФ уверены, что всему виной – хитрость и неуступчивость эстонцев. О различных мнениях – в Baltnews.ee.
18 февраля 2014 года министр иностранных дел России Сергей Лавров и его эстонский коллега Урмас Паэт заключили соглашение, предусматривающее окончательное урегулирование пограничного вопроса. Однако оно так и не было ратифицировано.
Политолог, член Свободной партии Тоомас Алаталу считает, что в том, что договор не ратифицирован, виновата Россия.
"Эстония сделала больше, чем Россия, поскольку была достигнута договоренность, что процесс ратификации будет проходить параллельно в двух парламентах", – отметил политолог.
Он напомнил, что договор успел пройти первое чтение в Рийгикогу в 2015 году, а в российской Госдуме нет. По его мнению, эстонские власти в отличие от России сделали все для того, чтобы ратифицировать документ.
"Эстония совершила "два шага", а с российской стороны ни один шаг сделан не был", – пояснил он.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич не согласен с оценкой эстонца. Будучи экспертом советской и российской госделегаций на переговорах с Эстонией в 1991–1997 годах, он участвовал в дискуссиях на тему взаимных территориальных претензий Эстонии и России. По его словам, технически договор был готов еще в 1997 году.
"Вина за то, что соглашение до сих пор не ратифицировано, целиком на эстонской стороне, которая хочет иметь фиксированную линию границы и не желает игнорировать факт Тартуского договора, который, будучи агрессивным и захватническим со стороны Эстонии, привел к отторжению от России исконно русских территорий с абсолютно русским населением. И это признали мои коллеги – эстонские эксперты – на переговорах в начале 1990-х годов", – сказал он.
Напомним, что 18 мая 2005 года в Москве министры иностранных дел Эстонии и России Урмас Паэт и Сергей Лавров подписали договоры о сухопутной и морской границе.
Однако парламент Эстонии включил в закон о ратификации преамбулу о действенности Тартуского мирного договора с Россией от 2 февраля 1920 года. По этому договору РСФСР стала первым государством, признавшим независимость Эстонии, по нему была определена и довоенная граница.
В настоящее время российская сторона рассматривает договор 1920 года как не имеющий юридической силы исторический документ и потому сочла, что признание договора может позволить Эстонии в будущем предъявлять России территориальные требования. Она отозвала подписи под пограничными договорами.