Президент Эстонии Керсти Кальюлайд поставила условие, что посетит Россию только тогда, когда будет ратифицирован российско-эстонский пограничный договор. Baltnews.ee проанализировал позиции сторон по этому вопросу.
"Я уже говорила, что в одном случае поеду [в Москву] совершенно точно: если будет ратифицирован наш пограничный договор. В таком случае я наверняка захотела бы поехать и поблагодарить", – заявила президент в новогоднем интервью телеканалу ETV+, передает Интерфакс.
Она призвала контактировать с Россией даже в условиях санкций.
"Говоря о внешней политике, я уже неоднократно отмечала, что нужно разговаривать, даже если мы ни о чем не договоримся. Да, нам гораздо приятнее разговаривать с теми людьми, с которыми мы находимся в едином пространстве ценностей и разделяем единые цели, но сущность дипломатии заключается в разговоре со всеми. По-моему, это крайне важно и необходимо", – сказала она.
Говоря о российско-эстонском договоре о границе, Таллин занимает четкую позицию: Эстония не будет продолжать ратифицировать пограничный договор, пока российская сторона также не приступит к его ратификации. Напомним, что договор был подписан 18 февраля 2014 года. Первое чтение законопроекта о ратификации пограничных соглашений прошло в Рийгикогу 25 ноября 2015 года. В Госдуме же договор пока не прошел первое чтение, и в связи с этим Эстония считает, что именно Россия тормозит весь процесс.
Обе стороны договорились, что процесс ратификации должен проходить параллельно, однако Россия дала понять, что не собирается ратифицировать договор, пока Эстония продолжает вести антироссийскую политику.
"Для того, чтобы Договор вступил в силу, и мы жили нормально, нужно перестать быть одним из 3-4 главных активистов в НАТО и Евросоюзе, которые "насмерть" стоят за то, чтобы тащить все эти структуры в направлении оголтелой русофобии. Я откровенно об этом говорю. У нас очень добрые отношения с эстонским народом, наши люди дружат, общаются друг с другом. Наверное, политикам надо было бы руководствоваться не какими-то конъюнктурными соображениями, тем более отражающими геополитические интересы совсем других государств, а интересами собственного народа", – заявил глава МИД России Сергей Лавров в одном из интервью в январе 2018 года.
Напомним, что в декабре 2018 года Эстония призвала ввести дополнительные санкции против России в связи с Керченским инцидентом, который случился 25 ноября в Черном море. При этом остальные страны ЕС не выразили особого энтузиазма по этому вопросу.
Кроме того, не добавляет Эстонии доверия и то обстоятельство, что хотя в 2005 году Москва и Таллин подписали пограничный договор, Рийгикогу ратифицировал его, сославшись при этом в постановлении о ратификации на Тартуский договор 1920 года, что прямо означало сохранение территориальных претензий к России. Тогда Российской Федерации пришлось отозвать свою подпись, и стороны вновь начали переговоры.
В настоящий момент вопрос о ратификации оказался в подвешенном состоянии и вполне очевидно, что до выборов в Рийгикогу, которые состоятся 3 марта, уровень русофобии не только не снизится, но наоборот увеличится. Соответственно, ратификация договора, вероятно, продолжится с новым составом эстонского парламента.